Беседы о церковном ювелирном искусстве
Беседа 2. «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас»
(из истории обручальных перстней).
(«Московский Ювелир»,
№8⁄2004 г.)
В современном мире кольцо или перстень чаще используют как украшение,
забывая о его символическом и сакральном значении, существующем во всех мировых религиях
и культурах. Кольцо, как самая совершенная форма — круг, является символом вселенной,
вечности, Божественной непрерывности. Также оно означает могущество, достоинство, высшую
или делегируемую власть, силу, защиту или принадлежность к кому или чему–либо, являясь
символом связи, союза. В христианстве более всего распространено значение кольца как
символа союза: как брачного союза, освященного Церковью, так и духовного брака с
Церковью.
Таинство брака в Русской Православной Церкви состоит из двух частей: обручение и
венчание, которые с XVIII в. совершаются как единый обряд, одно за другим. Именно
в чине обручения на жениха и невесту надеваются кольца (обручи), тем самым утверждая
их намерения вступить в брак. Согласно церковным правилам кольца должны быть:
одно — золотым, другое — серебряным. Золотое, как символ власти и силы, обозначает
жениха, а серебряное — символ чистоты и непорочности — обозначает невесту. При
обручении кольца меняются три раза в знак «единодушия, согласия и взаимопомощи».
В результате золотое кольцо остается у невесты, а серебряное — у жениха. Тем самым,
символическим образом соединяются и дополняются мужское и женское, образуя гармонию
и целостность в каждой личности. На практике Церковь допускает использование двух
обручальных колец из одного материала по желанию вступающих в брак. Относительно формы
колец и присутствующих на них изображений или вставок драгоценных камней никаких
строгих церковных регламентаций не существовало.
За двадцать веков христианства существовало множество типов обручальных колец и перстней, в
которых с помощью различных надписей, изображений и вставок символически передавалось
понимание христианского таинства брака.
Наше внимание привлекла небольшая группа византийских обручальных перстней VI–X вв.,
сохранившихся в некоторых музейных коллекциях. Они имеют изображения и надписи, которые,
как мы увидим, достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в форме
круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по
сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием своих рук
им на головы, либо соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами
венцы (венчание). Иногда присутствует фигура Богородицы, которая благословляет невесту,
а Христос — жениха. Часто центральная фигура Спасителя заменяется изображением Креста,
по сторонам которого находятся поясные фигуры жениха и невесты (рис.4 и рис.5). Там же
часто присутствует греческая надпись OMONOIA (согласие) или EK Θ??? OMONOIA (от Бога согласие).
Несколько реже — ХАРIC (благодать) и ?Γ???? (здоровье). Это традиционные свадебные пожелания,
которые всегда понимаются как «от Бога...», даже если эта фраза отсутствует. Аналогичные надписи
могут находится и на шинке перстня. Также на шинке встречается греческий текст 13–го стиха 5–го
Псалма: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» (рис.2), сходный с сакраментальной
формулой из чина венчания XVII в.: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т.е. их)». На
ободке двух известных перстней из коллекции Думбартон Оукс в Вашингтоне (рис.1) и собрания музея
Палермо, имеющих форму восьмигранника, изображены сцены евангельских праздников. Содержание
перстней говорит нам о том, что для христиан того времени важнейшее значение имела духовная
сторона брака — соединение во Христе в согласии и гармонии, которые возможны только в Нем и
через Него. Сам Христос является вершителем таинства. Поэтому рассмотренные композиции представляют
собой символический образ «малой Церкви», так в Священном Писании именуется христианское семейство.
Особенно ярко это выглядит в обручальных перстнях с картинами праздников. Здесь сцена бракосочетания
непосредственно вписана в годовой круг церковных богослужений, что показывает связь таинства брака
с литургией. Для того, чтобы понять, почему именно в этот период могли существовать обручальные
перстни с таким догматически ясным и высоко духовным содержанием необходимо вспомнить историю
возникновения брачного обряда.
До X в. юридический акт брака был гражданской процедурой, состоявшей в подписании
брачного контракта, определявшего имущественные и правовые отношения супругов, не
зависимо от их вероисповедания. В завершении этой процедуры жених дарил невесте
перстень с печатью, не только как символ союза, но и как символ делегированной власти,
тем самым поручая ей заботу о своем имуществе. Естественно, что у христиан такой
перстень имел изображения различных христианских символов. Так, в первые века
христианства выделяют, как обручальные, перстни с изображением якоря и двух рыб
по его сторонам. По существу этот гражданский акт и являлся обручением. Но согласно
христианским понятиям брака, изложенным в 5–ой главе послания апостола Павла Ефесянам,
муж и жена могут и должны преобразовать свой «договор» в реальное Царство Божие. А это
становится возможным только через Евхаристию. Поэтому христианская пара после
регистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии и приобщение Святых Тайн
было печатью брака. До IX столетия Церковь не знала обряда бракосочетания, независимого
от Евхаристии на литургии. К IV в. стал складываться торжественный обряд венчания,
сопровождавший это таинство. Венцы, согласно святому Иоанну Златоусту, символизировали
победу над страстями, т.к. христианский брак заключался «не по плоти» только, а был
таинством вечной жизни. В 912 г. указом императора Льва VI совершение браков было передано
в юрисдикцию Церкви, где они должны были санкционироваться посредством церковного обряда.
Это привело к частичному стиранию различий между «мирским» и «священным», между грешным
обществом и Царством Божием, между браком–контрактом и браком–таинством. Возможно что в
силу именно этих исторических обстоятельств, секуляризировавших отношение к браку обручальные
перстни потеряли свое глубокое сакральное содержание и последующие времена развивались уже
как предмет светского ювелирного искусства, подчиняясь меняющимся художественным стилям и
модным веяниям, являясь символом земного (т.е. временного) союза мужа и жены. Этому способствовало
принятие католичеством клятвенной брачной формулы «И пока смерть не разлучит вас», отличающейся
от православного понимания, где брак «записывается на небесах» и является вечным союзом
во Христе.
Мы попытались возродить сакральные формы обручальных перстней и сделали свадебные перстни в
древней византийской традиции. Щиток перстня имеет форму креста греческих пропорций,
являясь символом Церкви. Внутри щитка находится композиция, знаменующая христианское таинство
брака. Ее центральной осью является процветший Крест Господень — символ Христа и Его
спасительной жертвы. Венцы, покоящиеся на побегах креста, обозначают жениха и невесту
венчающихся в Царство Божие. Крестики в навершии венцов являются и окончанием рукавов
креста, тем самым показывая соединение с Христом, с его Мистическим Телом. Вся композиция в
целом напоминает весы в состоянии равновесия — символ согласия и гармонии и служит образом
христианской семьи как «малой Церкви». На шинке перстня имеется греческая надпись: EK Θ???
OMONOIA (от Бога согласие), подчеркивающая, что «брак должен быть согласием о Господе, а
не человеческим пожеланием» (св. Игнатий Богоносец, 100 г.). Вокруг щитка — слова 13–го
стиха 5–го псалма на церковно–славянском языке: «Господи, яко оружием благоволения венчал
еси нас». На внутренней стороне щитка — традиционные свадебные пожелания на греческом
языке: ХАРIC (благодать) и ?Γ???? (здоровье). Они записаны в крестообразную формулу, что
придает им характер Божьего благословения.
Мы надеемся, что сегодня обручальные перстни в древней византийской традиции помогут
вступающим в брак христианам глубже осознать истинную сущность брака и станут знаком
нерушимости священного супружеского союза и символом вечной жизни.
|