«Еще раз об авторских правах»
«Церковный ювелир», №30, лето 2011, стр. 28-29

Авторские права в современном искусстве, в том числе и православном, - тема весьма острая. О том, как защитить их и какое значение они обретают в свете православной веры, мы побеседовали с Юрием Анатольевичем Федоровым, работы которого стали началом для целого направления в современном ювелирном деле и которому по этой причине не раз приходилось сталкиваться с попытками копирования его произведений.

— Каким должно быть правильное понимание вопроса авторского права? Ведь талант, вдохновение - от Бога?

— С прискорбием можно сказать, что в нашем сознании понятие «собственность» весьма неопределенно, а уж «интеллектуальная собственность», предмет защиты закона об авторском праве, и совсем что-то эфемерное. Такова историческая реальность, наследие ложной коммунистической идеологии. Удивляет, что даже те, кто считают себя православными и вроде бы должны быть приобщены к абсолютной Истине, находятся в таком же заблуждении или лукавят. На самом деле всё предельно просто. Для того чтобы общество было стабильным, количество законов в нем должно быть обратно пропорционально мере любви и веры. Именно поэтому, при угасании веры и любви, сегодня таким актуальным становится понятие правового государства. Православный человек интуитивно понимает, что это тупиковый путь, но многие пытаются ему противостоять, не признавая законы, вместо того чтобы приумножать веру и любовь. Не исполнив и даже не поняв ветхозаветных заповедей, мы пытаемся рассуждать о христианстве. Относительно собственности в Ветхом Завете четко сказано: «не укради» и даже не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему.

— Чем объясняется такая строгость?

— Согласно христианскому пониманию собственности все, что мы имеем, дается нам на время, и мы должны правильно этим распорядиться (вспомним притчу о талантах). Каждый человек лично ответит перед Богом за то, как он распорядился полученным. Когда кто-то вторгается в эти отношения, он нарушает Божий промысел. Деятельность человека, которому доверено что-то созидать, затрудняется. Если его работы бесконтрольно копируются, он уже не может отвечать за качество этих копий. В то же время объем его деятельности сокращается за счет подмены подлинных работ имитациями. Лукавые слова, что, мол, хотим приумножить хорошее, не выдерживают никакой критики, так как основная мотивация пиратской деятельности - это материальная выгода. Это выдает и отношение к украденному, которое зачастую сознательно уродуется, чтобы избежать юридического преследования. Есть еще и вторая сторона заповеди «не укради», и она, на мой взгляд, еще важнее. Тот, кто паразитирует на чужих работах, наносит непоправимый вред и себе. Паразитический подход отдаляет человека от Бога как единственного творческого начала. Такой человек перестает просить у Бога, он не раскрывает свой талант, который дан Господом каждому, а берет все, что пожелает, у ближнего. При этом, когда получено не от Бога, степень компетентности и степень ответственности таких людей минимальны. А степень своего достоинства они опреде-ляют уровнем полученного дохода, что в современном обществе является главным критерием.

— В советское время было понятие «пиратство» в ювелирном искусстве?

— Когда я начал заниматься церковным искусством в советское время, вопрос об авторском праве не стоял, и пиратства в этой области не было, потому что эта деятельность не приносила дохода, напротив, вместо закона об авторском праве была статья в Уголовном кодексе, карающая за изготовление предметов культа. Поэтому «успешные» в то время люди относились к церковному художнику как к чудаку. Возникает вопрос: почему пиратство существует и процветает? Ответ на него - спрос рождает предложение. Если для нас главным критерием любого произведенного продукта будет дешевизна, то мы невольно выберем ворованное и некачественное, так как оно всегда дешевле. Тем самым мы спонсируем воров, и их становится всё больше.

— А древние церковные мастера не подписывали своих произведений...

— Анонимность древних мастеров часто ставится в укор современным авторам, подписывающим свои работы якобы из тщеславия и корысти, но в этом есть лукавство. Во-первых, и в древности наиболее выдающиеся работы, даже если они не были подписаны, не оставались анонимными, имена их создателей сохранялись в исторических документах. Не были анонимными и богословские труды Отцов Церкви. Конечно, основная масса простых монастырских изделий не имела автора, а была соборным делом Церкви. Но такие вещи и не продавались, Церковь была далека от рыночных отношений. Всё, что Церковь давала миру, давалось даром, так как главным были не сами артефакты, а Благодать Божия, в них содержащаяся. В свою очередь, прихожане жертвовали Церкви пропорционально своим доходам. Поэтому сегодня ратовать за анонимность могут только те, кто уверенно считает себя носителем Божественной Истины и, конечно же, раздает плоды этой истины бесплатно, либо желающие под прикрытием соборности обобщить труды своих собратьев и лично обогатиться. Конечно, второй случай более распространен.

— Если некая мастерская обратится к вам с просьбой дать лицензию на производство крестиков и образков по вашим моделям, вы ответите согласием?

— Сейчас точно скажу — нет. Если потребность в изделиях моей мастерской будет больше, мы и сами в состоянии ее удовлетворить, сохранив необходимые качества. А есть такие мои модели, которые я не использую в производстве. Так их выпускают многие мастерские без всяких лицензий, и я не имею к ним никаких претензий. У меня был опыт предоставления лицензии, когда я действительно не мог удовлетворить спрос. Я считаю этот опыт негативным. Когда я увидел свои изделия, выпущенные по лицензии, они мне показались совершенно чужими, хотя техническое качество было неплохим, и уж значительно выше, чем у пиратских копий. Я даже подумал, что это моя авторская гордость мешает правильной оценке. Но через некоторое время от иеромонаха, хорошо знакомого с моими работами, я услышал критические замечания. «Что-то в последнее время ваши работы стали какими-то холодными», - сказал он. И тогда я понял, что даже само понятие «лицензия» не применимо в Церкви. Церковное искусство - это служение, а служение происходит по призванию, а не по лицензии. Мы можем передать лицензию на модель или технологию, но нельзя дать лицензию на благодать Божию. А это как раз является главным в произведениях православного церковного искусства. По лицензии можно производить только сугубо утилитарные вещи, но не святыни.

— Что можно сказать о тенденциях: пиратства становится больше или оно потихоньку исчезает?

— Оно мутирует, приспосабливаясь к современным условиям. Может быть, стало меньше откровенных пиратских копий, или они уже не так заметны на фоне бурного потока всевозможных компиляций. Пиратство становится всё более «креативным». Стало характерной чертой расчленение заимствованных изделий (особенно крестов) и сборка их в другом порядке, по принципу Франкенштейна. Получаются просто какие-то монстры. Очень поспособствовали этому явлению компьютерные технологии. И тут уже мои претензии не как автора, а как православного художника, хорошо знакомого со ставрографией. Иной раз просто физически больно смотреть на изувеченные сакральные формы. Почему вместо этого не заняться реконструкцией замечательных древних крестов? На мой взгляд, при грамотном подходе компьютерные технологии могли бы здесь оказаться полезными.

— Как бы вы предложили бороться с пиратством?

— Существует два способа борьбы - юридический и морально-нравственный. Я считаю морально- нравственный главным, хотя и юридический важен. Предложение, как известно, рождается от спроса. Пока люди готовы покупать краденое, потому что оно дешевле, пиратство будет процветать, и никак его не побороть. Беда в том, что сегодня у нас вещи редко называются своими именами. Тот, кто ворует, часто весьма уважаемый человек, если он ворует много - он очень уважаем. А ведь пока вор не понимает, что он вор, он не может исправиться. Общество должно ему подсказать, кто он на самом деле.

— Морально-нравственный способ борьбы - это проповедь?

— Да, но не только. Как говорят, «православие не доказуется, но показуется». Поэтому важен пример, и здесь роль Церкви очень важна. Ведь Церковь - как образ Царства Небесного на земле, должна быть эталоном социума. Если внутри Церкви каждый христианин будет не только декларировать христианские принципы, но и стремиться к их исполнению, то и остальное общество станет их перенимать. А сегодня происходит обратное. Рыночные законы активно вторгаются в церковную жизнь. Некоторые понимают это, но разводят руками: «А что делать? Такие времена...» А многие даже и не догадываются, что что-то не так. У нас становится нормой то, что нормой быть не должно. Святые даже свои добродетели исповедовали как грехи, а мы зачастую свои грехи возводим в ранг добродетелей.

— Перейдем от идеала к практике. Как работникам церковной лавки правильно подобрать ассортимент: ведь и подделок надо избежать, и с пиратами нежелательно сотрудничать, и, к сожалению, прихожанам надо предлагать не только дорогостоящие произведения высокого искусства, но и более доступные вещи?

— Как я уже говорил, главное, что делает крестик или образок святыней, - это присутствие благодати Божией. Святыня может быть и простой, но правильно сделанной. Как говорят, «дух творит форму». И мы должны учиться «различению духов», смотря на ту или иную форму. Это заповедано каждому православному человеку, а не только работнику церковной лавки. Ну, а как профессионал, работник церковной лавки должен быть знаком не только с христианским учением, но и с языком церковного искусства: традициями, стилями, символикой, иконографией. Он должен уметь определить степень каноничности произведения, знать его предназначение. Конечно же, он должен в первую очередь быть христианином, а уж затем бизнесменом. Важно предлагать другим то, что ты сам любишь, а соответственно, и знаешь. Со временем такой работник легко отличит достойную вещь от халтуры, ручную работу - от компьютера, малосерийные изделия - от заводского потока. Чтобы избежать пиратских копий, необходимо хорошо знать ассортимент, выпускаемый различными мастерскими. При визуальном сравнении внешне одинаковых изделий по их качеству легко определить, где копия, а где оригинал. В дальнейшем стоит избегать сотрудничества с мастерскими, не брезгующими воровством. Сегодня характерным признаком «пиратских» мастерских является очень широкий ассортимент при сравнительно малом сроке существования компании, огромный объем выпускаемых изделий и более низкие цены, а также очень активное поведение на рынке.

— Если говорить о технической стороне дела, как обезопасить себя от некачественной продукции?

— На ювелирном изделии обязательно должен стоять именник производителя и государственное клеймо, иначе это вообще контрафакт. Такое изделие может быть выполнено вовсе не из того металла, который заявлен. Особенно осторожными следует быть с золотом. Лучше всего работать только с проверенными производителями, потому что зачастую оценить качество металла может только экспертиза. По именнику можно сразу определить, какая это фирма, потому что все, законно зарегистрированные в Пробирной палате предприятия, имеют свой именник. Так что все изделия из драгоценных металлов обязательно должны быть подписаны. Советовал бы отдавать предпочтение отечественным компаниям, не потому что за рубежом делают некачественно, а потому, что зарубежная продукция зачастую проникает па наш рынок незаконным путем. Чем грубее и некачественней выполнена работа, тем больше вероятность некачественного сырья. И наоборот, если работа отличается красотой и совершенством, она, скорее всего, сделана из добротного материала. Например, чтобы добиться яркости эмали, я сознательно делаю изделия из более высокой пробы, чем декларирую.


Беседовала Алина Сергейчук