«От образа к первообразу»
«JUNWEX. Ювелирная Россия», №5 (59), 2015, стр. 56-58

Имя Юрия Федорова хорошо известно и коллегам по отрасли, и тем, кто всерьез занимается проблемами православного искусства. Руководитель «Мастерских Юрия Федорова», член Союза художников России создает про¬изведения мелкой иконной пластики более 35 лет, уделяя при этом огромное внимание исследованиям в области ставрографии, в результате которых была выпущена книга «Образ креста», ставшая настольной для всех специалистов, интересующихся историей и символикой православных украшений. Авторитет Ю. Федорова в этой области неоспорим, а потому именно его мы попросили ответить на вопросы, касающиеся продажи культовых ювелирных изделий.

— Можно ли продавать в ювелирном магазине православные святыни?

— Строго говоря, ни искусное исполнение, ни даже богатое духовное содержание еще не де-лают ювелирное изделие святыней, а только способствуют этому. Тот духовный заряд, который нескончаемо излучают древние священные предметы, нерукотворен — это Благодать Божия, которая пребывает в Церкви Христовой и дается человеку в таинствах по его вере, любви и молитве. Предметы церковного искусства, созданием которых я занимаюсь, по своему назначению относятся к разряду индивидуальных святынь или предметов личного благочестия. Это нагрудные кресты, иконки, складни, перстни и другие предметы, помогающие верующему в его личной духовной жизни. Но находясь на витрине магазина, они еще не являются святынями.

— Покупатели часто спрашивают: «Освящены ли изделия?»

— Что касается моих произведений, то с уверенностью отвечаю: «Конечно нет». Дело в том, что святыни, так же как и церковные таинства, продавать нельзя, даже в храмах и монастырях, это каноническое нарушение. Благодать — это то, что дается даром. Но в старину прихожане или паломники, получая благословения того или иного святого места в виде креста или иконки, всегда отвечали посильными денежными пожертвованиями. В Церкви существовали конкретные рекомендации, записанные в своде канонов — «Кормчей книге». Кстати, их никто не отменял. Например, существовала традиция совершения иконописного заказа. Слово «продажа» не употреблялось: происходил обмен, в результате которого заказчик, следуя главе «о том як не оскудити изуграфа», стремился заплатить как можно щедрее, а иконописец, согласно главе «о том еже святых икон не отягчати ценою сребра», напротив, сбивал цену. В современных рыночных условиях это нонсенс. Но иконы создаются не для получения прибыли, а во славу Божию. Поэтому каждый из участников стремился отдать как можно больше того, что получил от Бога. Иконописец — талант, а заказчик — материальные блага. Тем самым они и возвышали друг друга, и продукт их соборного труда достигал максимального качества.

— Как правильно представлять и продавать культовые изделия в ювелирных салонах?

— И в создании, и в продаже предметов личного благочестия необходимо соблюдать два принципа. Первый — важнейший христианский: возлюби ближнего, как самого себя. Второй: возлюби то, что ты продаешь. Если ты хочешь сделать человеку добро, то предлагаешь ему то, что любишь. А если ты это любишь, то стараешься это познать. Познание приходит только через любовь. Сегодня, к сожалению, под познанием понимается образование или набор поверхностных знаний. А для соприкосновения с христианскими символами этого мало. Нужна искренность, а не интеллектуальный формализм. Когда слушаешь менеджера по продажам, который, как попугай, зазубрил текст, хочется повторить слова Станиславского «Не верю» и сбежать. Церковь учит, что самое главное дело — то, которое ты делаешь сейчас, именно в этот момент, и самый важный человек — тот, который стоит сейчас перед тобой. Жизнь — миг, а мы все витаем — кто в прошлом, кто в будущем. Получается, что не живем, а обкрадываем сами себя. Необходимо осознавать, что человек, который пришел в магазин, на данный момент самый важный в твоей жизни. А ведь часто продавцы думают примерно следующее: этот клиент пришел за ерундой, зачем ради него стараться, я «выложусь», когда появится кто-нибудь с тугим кошельком.

— Такая позиция вполне объяснима: перед продавцом ставится цель - выручка, продать как можно больше и дороже.

— В случае с церковными изделиями этот подход не годится: покупатель бывает не готов сразу приобрести что-то дорогое и редкое, но это не означает, что он не вернется за изделием завтра. Процесс продажи культовых предметов требует долгой беседы, разъяснений, советов, возможности подумать, выбрать именно то, что придется по душе. Сейчас особых очередей в ювелирных салонах нет, поэтому можно каждому посетителю уделить достаточно внимания. Однако многие продавцы, узнав, что человек не собирается совершать покупку, а просто зашел полюбопытствовать, теряют к нему всякий интерес. И это беда не только отечественной торговли: за рубежом картина аналогичная. Я очень рад, когда на выставочный стенд «Мастерские Юрия Федорова» люди приходят «просто посмотреть». Получив информацию, они не только будут готовы совершить покупку в будущем, но и станут носителями правильной, а не навязчивой рекламы, смогут транслировать ее тем, кому это будет нужно. Я с удовольствием расскажу любому интересующемуся о традициях и символике, дам оптику для рассмотрения мелких деталей изделий. Человеку надо пообщаться с предметом, посмотреть его, потрогать. Подчас именно тактильные ощущения позволяют понять, «моя» эта вещь или нет.

— Часто можно увидеть на одной витрине изделия разных религиозных течений под общим условным названием «Предметы культа»: иудаистские, мусульманские, православные, католические, знаки зодиака, какие- то обереги. Как Вы относитесь к такой выкладке?

— Это самая грубая и недопустимая ошибка. Все, что свалено в одну кучу, становится никому не нужным. Каждой группе подобных изделий должна быть выделена отдельная витрина. Вопрос веры очень деликатный. Надо прояв¬лять уважительное отношение к покупателю, исповедующему ту или иную религию, даже если вы не разделяете его взглядов. Продавец должен обладать специальными знаниями в области культовых ювелирных изделий, но некоторая его некомпетентность будет про¬стительна, если подход к клиенту искренний. Ведь когда любишь свою работу и вдруг стал¬киваешься с чем-то доселе тебе неизвестным, в дальнейшем постараешься изучить вопрос. Сегодня многие называют себя православны¬ми, но даже не считают нужным прочесть хотя бы краткий курс катехизации и познакомить¬ся с догматами церкви.

— Как помочь продавцам, торгующим православными изделиями?

— Я, например, стараюсь сопровождать каждое изделие небольшим описанием, чтобы про-давцы могли воспользоваться им при общении с клиентами. Нашим торговым партнерам мы предоставляем каталоги, в которых представ¬лены фото изделий в увеличенном масштабе и статьи о них. Тексты содержат историче¬ский экскурс, символическое значение и бого¬словское обоснование предлагаемых изделий. Есть определенная категория покупателей, которые предпочитают делать выбор само¬стоятельно. Таким клиентам продавец может предложить выбрать изделие по каталогу, а если у покупателя возникнут дополнительные вопросы, ответить на них.

— Какими критериями должен руководствоваться православный человек при выборе предметов личного благочестия?

— Прежде всего, выбирать нужно сердцем. Вера — понятие очень личное. То, что вызывает в нас любовь, укрепляет веру и приближает к Богу. Покупка подходящего религиозного изделия сродни творчеству. Художник, создавая свое произведение, идет от первообраза к образу, а обладатель, наоборот, от образа приходит к пер¬вообразу. Поэтому процесс выбора очень важен.

— Как в последние годы меняется спрос на произведения церковного ювелирного искусства?

— В общем, спрос, конечно, растет. Это видно даже по количеству новых компаний, по-явившихся за последние годы. Из изделий, как всегда, сегодня самыми востребованны¬ми являются нательные кресты, так как они в Русской Православной Церкви обязательны для ношения каждому христианину. Приятно отметить, что в сегодняшнее кризисное время повышаются требования к художественным и духовным качествам изделий. Может, потому что массовых изделий низкого качества на рынке слишком много.

— Часто покупатели спрашивают, можно ли менять нательные кресты? По этому поводу существует масса предрассудков.

— Крест — словно посох на духовном пути, его можно менять на протяжении жизни по мере духовного возрастания, в соответствии с ду¬ховным устроением. При смене креста важна мотивация: нельзя исходить лишь из сооб¬ражений внешней привлекательности, моды, эстетики. В этом случае ситуация приобрета¬ет некую театральность, превращая предмет личного благочестия в простой реквизит.

— Сегодня на ювелирном рынке представлен широчайший ассортимент изделий православной тематики. А допустимо ли вообще «украшательство» в христианской традиции?

— В современном мирском понимании скорее недопустимо. Сегодня, в период гуманитарной культуры, в мире господствует рациональное сознание, а в духовной и церковной жизни сакральное. При таком разделении открытые сакральные действия в миру могут воспри¬ниматься как некая игра, а зримые символы нашей веры — как театральный реквизит. Про¬исходит отрицание внешнего как показного и фальшивого. Но мы знаем, что такого разделения не долж¬но быть. Разделение начинается в нашем созна¬нии и проецируется на весь тварный мир, кото¬рый является продолжением физического тела человека. Древние христиане понимали, что и человек, и мир призваны к преображению, а совершить это можно только с Богом, поэтому стремились соединиться с Ним не только через молитву и таинства, но и с помощью зримых символов веры. И отношение к ним было от¬нюдь не театральным. Сегодня возрождение традиции изготовления и ношения сакраль¬ных ювелирных украшений требует осторож¬ного и разумного подхода. Поэтому отношение к такого рода украшениям должно быть, как и к другим святыням, благоговейное.


Беседовала Алина Сергейчук