Юрий Федоров: «Мы все работаем друг для друга»
(«Экспресс-Ювелир» №6-7, 2004 г., Гостиная «ЭЮ»)

На ведущих ювелирных и православных художественных выставках невозможно пройти мимо витрин с работами петербургского художника Ю.А. Федорова. Цельность этих вещей поражает, и у вас никогда не возникнет ощущение того, что вы стоите перед очередным выставочным стендом.

— Юрий, рад возможности снова представить Вас нашим читателям. Почти год назад Вы дали эксклюзивное интервью «Экспресс-Ювелиру» (№ 8/03), в котором изложили свое творческое кредо православного художника. Особое внимание Вы уделили тогда теме церковного и светского художника, их сосуществования на общем жизненном поле. Время меняет людей, их взгляды. Коснулись ли какие-то изменения Вашего мировоззрения, жизненной позиции? Что нового внесло время в Вашу жизнь? Насколько вообще подвержено моде Ваше искусство?

— Моя жизненная позиция прежняя: я православный христианин. С годами только все больше убеждаюсь в ее истинности. Она открывает доступ к неиссякаемому источнику энергии и дает абсолютные критерии оценки внешнего мира. А мировоззрение, оставаясь неизменным в основе, может меняться в зависимости от личного духовного и интеллектуального развития, а также воздействия внешнего мира. Важно, чтобы процесс адаптации в миру не затрагивал духовной основы, а касался лишь формы.

Что касается моды, то в церковном искусстве, которым я занимаюсь, нет такого понятия – мода. Во всяком случае, не должно быть. Если оно присутствует, то это говорит о потере сакральности. Конечно, существуют различные стили, характерные для того или иного времени, но все это ветви одного древа. Они появляются в поиске художественного языка, который должен быть максимально каноничен и вместе с тем понятен современникам. Я стараюсь следовать этим древним принципам.

Если говорить о вещах материальных, изменений за этот год произошло достаточно много, и все они были запланированы. Главное - создано новое ювелирное предприятие «Мастерские Юрия Федорова», оснащенное современным литейным оборудованием. Складывается коллектив ювелиров-единомышленников. Ассортимент выпускаемых нами изделий расширился, хотя их количество пока не удовлетворяет существующего спроса. Продолжаю отстаивать свои авторские права. По некоторым патентам подал судебные иски. Эта деятельность не приносит мне радости и отвлекает от решения творческих и производственных задач, но она необходима. Утешает то, что, отстаивая свои права, я помогаю другим художникам поверить, что это возможно, а изготовителям контрафактов сосредоточиться на разработке собственных проектов.

— Что Вас вдохновляет на творчество?

Прежде всего, работы древних мастеров. В них, в простых малых формах содержится целый мир, причем мир духовный. К сожалению, мы разучились это видеть, так как смотрим поверхностно. Не добравшись до сути, отбрасываем, называем примитивом. На самом деле добираться до сакральных глубин - эта большая и увлекательная работа.

Также источником вдохновения служит личная духовная жизнь. Художнику свойственно свои поиски и размышления выражать в формах и образах. И если в светском искусстве это свободные фантазии художника, то в церковном - существует традиционный символический язык образов и форм, позволяющий канонически ясно выражать познаваемые явления духовного мира.

Еще вдохновляет реакция людей на мои работы. Общение с теми, для кого работаю. Их любовь, выраженная в словах, улыбках, стихах, молитвах дает силы и поддерживает меня в тяжелые периоды. Спаси их всех Господь!

— Скажите, а что характерно для Вашего творческого процесса?

— Он происходит постоянно, 24 часа в сутки, даже во время сна. Вся человеческая жизнь это большой творческий процесс. Важно не лениться в нем участвовать. Процесс творчества аналогичен процессу рождения новой жизни, существующему в природе. Вначале возникает любовь, затем происходит оплодотворение, далее следует период беременности и, наконец, рождение. Можно еще добавить взращивание и воспитание ребенка до зрелого возраста.

Есть прекрасная духовная формула, высказанная отцом Павлом Флоренским, которая хорошо применима и к искусству: «красота возбуждает любовь, а любовь дает ве?дение истины». Если вспомнить, что Красота, Любовь и Истина - это все качества единого Бога, то круг замыкается.

— Вы постоянный участник в выставках. Это стремление к самовыражению, декларации публичности Вашего творчества, декларация публичности Вашего творчества, Вашей школы, или здесь доминируют коммерческие интересы, тоже, безусловно, важные?

— Выставки позволяют дать достоверную информацию о себе и о своей фирме. Иногда мне и самому кажется, что я слишком часто в них участвую, но когда слышу от посетителей вопросы типа: «Скажите, а эти работы были сделаны уже после смерти художника?», мое мнение меняется.

Здесь ты можешь не только показать плоды своих трудов, но и выразить свое отношение к искусству в личной беседе. Из общения с людьми становится понятно, насколько им близко и необходимо твое творчество.

Стоит учесть и то, что искусство, которым я занимаюсь, сакрально, оно имеет свои каноны и критерии, в корне отличающиеся от существующих в мирском искусстве. Для большинства посетителей ювелирных выставок это «тайна за семью печатями». Об этом приходится говорить постоянно. Так, на киевской ювелирной выставке, где я был членом конкурсной комиссии, мы проводили семинары среди ювелиров на тему «Церковное ювелирное искусство».

Конечно, выставки имеют и коммерческое значение. Помогают устанавливать контакты с представителями торговых организаций, формировать оптовый рынок. Устроители выставки «Новый русский стиль» создали все условия для такой работы.

— Кстати, на выставке «Новый русский стиль» впервые были действительно широко представлены работы иностранных ювелиров. Ваше мнение о них, о зарубежном ювелирном искусстве? Насколько оно сильно и непобедимо? Располагаем ли мы творческими силами, чтобы противостоять мощнейшим машинным технологиям?

— Во-первых, стремление к «машинным технологиям» свидетельствует больше о творческой слабости, чем о силе. Творческая сила только в Боге, и чем слабее наша с Ним связь, тем больше потребность в искусственной силе.

По моему мнению, мы отстаем от Запада, а Запад отстает от нас. Это как выбрать направление развития: от Бога или к Богу. Наше движение от Бога менее уверенно и иногда, Слава Господу, сменяется некоторым возвратом.

Большая часть работ иностранной экспозиции выставки мне показалась холодной, рафинированной. Прелестный компьютерный дизайн, высокотехнологичная работа, но как-то не притягивает. «Отсканировал» глазом и пошел дальше. Да и скопления зрителей у витрин я не заметил. Симпатии публики были отданы первой половине зала. Наверное, для восприятия «компьютерно–технологического искусства» необходимо предварительно запрограммировать и зрителя. Тогда при совпадении программ будет возникать «эстетическое удовлетворение».

Некоторые российские ювелиры побаивались такого вторжения иностранных фирм на наш рынок. Уже сейчас видно, что их страхи были напрасны. Пострадают разве что те, кто строил свой бизнес на копировании западных образцов. Так это и справедливо. Самое неперспективное - кого-то копировать: всегда будешь в хвосте. Надо рожать свои художественные идеи, искать себя, осознавать себя как наследников великой русской культуры и, наконец, создавать новый русский стиль. Когда знаешь, кто ты и чего хочешь - легче учиться, тогда можно перенимать у того же Запада его достоинства, а не недостатки. Это касается и машинных технологий. Они могут быть полезными, если их разумно использовать. Главное, чтобы они не вторгались в творческий процесс. Не господствовали, а были вспомогательным инструментом. Ни за что нельзя ювелирам отказываться от ручного труда. Живым драгоценным материалам необходимо тепло живых человеческих рук. Мне кажется, в Европе это тоже прекрасно понимают, но они более зависимы от техники, чем мы.

Ну а творческими силами мы располагаем. Только, к сожалению, не все сознают свою силу. Мы часто уподобляемся русскому былинному герою Илье Муромцу, 33 года просидевшему на печи.

— Юрий, встречи с Вами вызывают положительный резонанс у читателей, среди которых и Ваши коллеги по ювелирному цеху, и поклонники Вашего искусства. Что бы им хотели пожелать сегодня?

— Во-первых, я хочу высказать всем свою благодарность за теплое ко мне отношение. Знаю, что многие ювелиры и их близкие носят мои работы, это особенно приятно. Я и моя супруга также приобретаем понравившиеся изделия других мастеров. Мы все работаем друг для друга. Мне хочется пожелать нам всем научиться находить в себе все самое лучшее, что дал нам Господь, и через свой труд делиться этим с другими.