Христос Воскресе!
(«Московский Ювелир», №3/2004 г.)
Эти слова пасхального приветствия и ответные — «воистину воскресе!»,
являются основой православной веры. Ибо, по словам апостола Павла «Если Христос не воскрес, то и проповедь
наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15,14). А праздник Пасхи — Воскресения Христово, является
главнейшим из всех церковных праздников, вершиной литургической жизни Церкви. «Торжество из торжеств»,
«праздник праздников» называет его Церковь.
Само слово Пасха, согласно св. Григорию Богослову, произошло
в результате эллинизации еврейского слова «фаска», что означает «переход».
Израильский народ праздновал чудесный переход через Красное
море от египетского рабства к свободе. Христиане же празднуют новый переход — от
смерти к жизни, дарованной через воплощение, смерть и воскресение Иисуса
Христа. И если ветхозаветная Пасха, по словам Григория Богослова, называлась
Пасхой закона, то новозаветная — Пасха благодати. Воскресение Христа — это,
прежде всего, не историческое, а онтологическое событие, восстановившее
падшую человеческую природу, приобщив ее к благодати Воскресения.
Поэтому мало участвовать в праздновании Пасхи, необходимо участие в самом
Воскресении, которое происходит вне времени и истории. Христос воскресает
в глубинах человеческого сердца, очищенного постом и молитвой. Там, где
нет Христа и общения с Ним, царит омертвение и рабство. Такое место называется
ад.
«Не видящий, не слышащий и не чувствующий духовно — мертв есть»,
говорит св. Григорий Синаит.
Недаром иконой праздника Пасхи является изображение сошествия
Христа во ад, где Он сокрушает царство смерти и Диавола и спасает праведников
и раскаявшихся грешников. Таким адом может быть и наше сердце, раздираемое
страстями в отсутствие Господа. Поэтому св. Максим Исповедник говорит,
что «Пасха — это приход Слова в человеческий разум».
Только в принятии Христа человек начинает жить духовно, духовно воскресает.
Понять и пережить помогают церковные службы Великого поста и праздничного богослужения
Пасхи. Символическим языком идея Воскресения передается и церковным искусствам через
уже упомянутые иконы «Сошествия Христа во ад», а так же через такие предметы как
крест и яйцо.
Крест — главный христианский символ. Он же является символом Воскресения
в силу того, что через Крест оно свершилось, поэтому он больше, чем символ.
Крест Господень — это
«победное оружие», поразившее смерть, так как на кресте смерть
входит в Божество и, поглощенная Жизнью, погибает. «Смертию смерть
поправ» — поется в тропаре Пасхи.
«Крест — лестница на небо, залог жизни, смерть для смерти,
дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию» — эти слова
Похвалы Кресту св.Андрея Критского нашли художественное выражение во множестве
нательных крестов. Символизм Воскресения в первую очередь отразился на
формах крестов и на их декоре. Главной формообразующей идеей было сравнение
Креста с Древом Жизни. «Древо жизни — насажденное Богом в раю,—
говорит св.Иоанн Дамаскин,— прообразовало Крест, потому что как чрез
древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь
и воскресение». Пластически
эта символика выражается либо обрамлением краев креста растительным
орнаментом, либо преобразованием концов креста в растительную форму крина.
Цветение креста бывало разнообразным и столь пышным, что такой крест назывался
в народе «Процвете Древо Креста».
Так же идея Воскресения передавалось на крестах через изображение
черепа (главы Адама) в основании креста. Отцы Церкви называют Христа Новым
Адамом, искупившим первородный грех и открывший человеку путь к Жизни
вечной. Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его
грехопадении и смерти, а главное, о его искуплении Христом и воскрешении.
Можно встретить на крестах не только символические изображения Воскресения,
но и непосредственно иконы «Сошествия во ад». Обычно они располагаются
внизу креста, а иногда этот сюжет становится главным и единственным на
кресте. Говорят о Воскресении и прославляющие надписи на крестах, такие
как: ИС ХС НИКА (Иисус Христос Победитель), МЛРБ (Место Лобное Рай Бысть),
«Кресту Твоему покланяемся Владыко» и «Святое Воскресение
Твое славим», «Да Воскреснет Бог и
расточатся врази Его». (Подробнее о нагрудных крестах и их символике
можно прочитать в книге Ю. Федорова «Образ Креста», СПб, 2000г.)
Если связь креста с Воскресением не символическая, а прямая, то яйцо является именно символом
воскресения — второго духовного рождения, причем очень ясным и простым. Предназначение
яйца — стать птицей, в нем изначально существует зародыш птицы. По прошествии времени и
при определенных условиях скорлупа разрушается, выпуская на свободу птенца. Так и человек
предназначен к святости, имея от рождения зачаток духовной жизни. Разница лишь в том,
что у яйца нет выбора — стать птицей или свариться вкрутую, а человек, в силу свободы,
дарованной Господом, может выбирать чему посвятить свою земную жизнь — умиранию или рождению.
Этот символизм яйца существовал в религия и культурах многих народов мира. Именно поэтому
Мария Магдалина, желая сообщить императору Тиберию о Воскресении Христа, поднесла ему
окрашенное в красный цвет яйцо со словами «Христос Воскресе!». С этого времени среди христиан
и возник благочестивый обычай дарить на Пасху крашеные или расписанные яйца.
|