«Нужны ли нам святыни?»
«Ювелирная Россия», №4 (28) июль 2010 г., стр. 68-69

Ценность истинной святыни.

Сегодня ассортимент практически каждого ювелирного магазина включает в себя культовые изделия. Подробнее рассказать о современных направлениях православной ювелирной тематики мы попросили ведущего исследователя в области церковного искусства и ставрографии Юрия Федорова.


Ю. Федоров занимается церковным ювелирным искусством с 1979 г. С 1996 г. художник ведет работу по созданию коллекции православных индивидуальных святынь. Его работы находятся в экспозиции Российского Этнографического музея и Государственного музея истории религии. Он неоднократно являлся победителем конкурсов Единой Выставочной Программы «Ювелирная Россия». 10 июня 2010 г. Ю. Федорову был вручен Почетный знак Мемориального фонда К. Фаберже — орден Карла Фаберже за выдающийся вклад в развитие российского ювелирного искусства, сохранение традиций и многолетнюю творческую деятельность в области религиозного искусства.

– Пользуясь случаем, поздравляем вас с получением высокой награды и с присвоением звания «Заслуженный ювелир». Расскажите, пожалуйста, о ситуации на рынке изделий православной тематики.

– Слово «рынок» в этом контексте несколько режет слух, но, к сожалению, сегодняшние проблемы в изготовлении и бытовании индивидуальных святынь лучше всего описываются в рамках именно этого понятия. Сегодня на спрос и предложение на церковном рынке влияют два противоположных параметра — продолжающееся возрождение религиозности и падение покупательной способности, связанное с кризисом. Я сознательно не сказал «возрождение духовности», так как ее влияние на рынок, к несчастью, не так значительно, как религиозности, ибо процесс духовного возрождения долог и требует большого аскетического труда. К началу кризиса рынок предметов религиозного культа находился в состоянии спокойного роста. Такие болезни, как «пиратство», становились все более маргинальными. Правда, плагиат благодаря широкому внедрению компьютерных технологий продолжал процветать, но в то же время появилось и много достойных работ. В период кризиса покупатель становится более избирательным и требовательным, выбирая относительно дорогое изделие, он постарается выбрать лучшее. Это положительный фактор. Но в среднем ценовом диапазоне низкая цена становится все более важным критерием при покупке. Это спровоцировало новую волну «пиратства». Оно и понятно — ворованное всегда дешевле. Как правило, этим занимаются производства, недавно появившиеся на рынке. Отличительной особенностью «новых пиратов» является широчайший размах — сотни моделей, украденных у различных правообладателей, и варварское отношение к украденному. Видимо, желая уйти от юридической ответственности, изделия расчленяют на части, а затем соединяют их в другом порядке по принципу коллажа. В результате в таком «произведении» лишь формально присутствует набор внешних канонических признаков, который может удовлетворить лишь самые примитивные религиозные потребности. А главное — гармония, красота, цельность и единство в Духе Святом — полностью отсутствует. О какой духовности можно здесь говорить? Я сильно сомневаюсь, что такие работы могут стать для кого-то личной святыней и принести духовную пользу, и призываю специалистов оптовой и розничной торговли быть более осторожными в выборе поставщика православных ювелирных коллекций. Отличительными признаками таких предложений являются низкие цены и широчайший ассортимент. К слову сказать, за четырнадцать лет напряженной работы мне удалось создать лишь около девяти десятков моделей.

– Какие новинки вы планируете представить на сентябрьской выставке «JUNWEX»?

– На последней выставке «Новый Русский Стиль» я представлял коллекцию именных икон. Я долго не затрагивал эту тему по причине ее конъюнктурности. Спрос на именные иконки высок, а большинство предложений сегодня — это огромные тиражи весьма безликих образов, которые зачастую носят как амулет наравне со своим знаком зодиака. Захотелось сделать коллекцию миниатюрных, но полноценных икон, которые сконцентрировали бы в себе все самое важное, присущее тому или иному святому. Хотелось, чтобы восприятие образа было не пассивным, а активным, ведь икона должна пробуждать молитвенное чувство и приводить ко Христу. Задача оказалась очень сложной. На сегодняшний день создано двенадцать образов, большинство еще впереди. В продолжение темы на осенней выставке будет представлена коллекция перстней с именными иконами. Сегодня это новое направление, хотя в древности перстни с образами Креста, Спасителя, Божией Матери, почитаемых святых и церковных праздников были широко распространены. В Византии известны даже случаи вложения частицы Истинного Креста Господня в перстень с изображением креста. Такой перстень в 379 году достался по наследству святителю Григорию Нисскому от его сестры святой Макрины. Этот факт говорит о взаимодополняющих ролях перстня и нагрудного креста. В современной Церкви существуют разные мнения о ношении перстней со священными изображениями. Противники этого говорят, что некоторые дела наших рук могут осквернить находящийся на них святой образ. Но если следовать такой логике, то что тогда делать с нагрудным крестом, находящимся на нашем сердце, которое так часто бывает полно греховных помыслов? Как раз крест прежде всего и защищает нас от зла внутри нас. Может, и перстень со святым образом поможет стать нашим делам благочестивей? Вспомним, что вся жизнь христиан Византии и Древней Руси была окружена священными изображениями, они присутствовали даже на бытовых предметах — посуде, одежде, ювелирных украшениях, освящая и преображая мирскую жизнь. Конечно, сегодня неполезно возрождать такую традицию как массовую моду. Но если это станет личной духовной потребностью верующего, то перстень с иконой может быть не менее полезным, чем нательный крестик и образок.

– Понимают ли современные покупатели разницу между массовой продукцией и настоящим произведением церковного искусства?

– Конечно понимают, если не понимают, то чувствуют. Просто не всем нужны произведения церковного искусства, да и святыни не всем нужны. Произведение искусства при его восприятии требует духовной работы не меньшей, чем его создание. А святыня благодаря присутствию в ней благодати Божией может вызвать в грешной душе весьма болезненное чувство. Если мы хотим быть лишь формально православными, но сохранить свои любимые грехи, то скорее выберем муляж, чем святыню, тем более это всегда дешевле. Конечно же, основной кризис у нас не экономический, а духовный. Когда мы научимся делать и предлагать ближнему то, что ему полезно, а не успешней продается, мир станет лучше. Желаю ювелирной торговле Божией Помощи во всех благих делах и приглашаю к сотрудничеству всех любящих и ценящих церковное ювелирное искусство.