«Служить Красоте.»
«Junwex. Ювелирная Россия», №3 (69), 2017, стр. 52-53

Изделия православной тематики — пожалуй, самая сложная ассортимент¬ная группа в ювелирной торговле. Работа с ними требует от товароведа особого подхода к выбору поставщиков, а от продавца — практически энциклопедических знаний. Именно поэтому на страницах журнала мы периодически возвращаемся к разговору о специфике изделий религиозной направленности, и нашим собеседником часто является признанный эксперт в этой области, руководитель компании «Мастерские Юрия Федорова».

— Юрий Анатольевич, какие тенденции спроса и предложения Вы видите сегодня в сегменте ювелирных изделий православной тематики?

— Сейчас, в условиях рыночных отношений, на первое место ставится задача быстрее продать и больше заработать. Если обра¬титься к истории, то раньше на Руси при покупке церковных предметов даже сло¬во «продажа» не употреблялось. Святыни не измерялись деньгами, а производите¬ли ювелирных изделий и иконописцы ра¬ботали в первую очередь во Славу Божью. В наше время, когда рациональное втор¬гается в область сокровенного, таинство превращается в магическое действие, а святыня — в амулет. В результате вещи, предназначенные быть святынями, воспри-нимаются либо как конфессиональный знак, либо как оберег. Святыня может влиять на человека по-разному: охранять от греха, оказывать на грешную душу действие на¬подобие горького лекарства. К сожалению, не все способны оценить это свойство. По¬купатель должен обладать хотя бы миниму¬мом знаний о том или ином произведении церковного искусства. Ведь знания необ¬ходимы при любой покупке, это касается не только ювелирных изделий. Приобретая, например, стиральную машину, мы пред¬варительно интересуемся ее техническими возможностями и характеристиками, а не покупаем красивый корпус по низкой цене, который потом не будет работать. В случае с изделиями православной тематики точно гак же: можно купить красивое и дешевое, но «неработающее».

— Сейчас появилась своеобразная мода на так называемый «православный гламур». Как Вы к этому относитесь?

— Да, ювелирные украшения могут содержать христианские образы. Но в этом случае из¬делия обязательно должны приобретать са¬кральный характер. Важно не нарушать третью заповедь «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Поэтому я всегда говорю, что православные украшения должны создаваться с благоговением и носиться с этим чувством. Иначе это будет кощунством. Но некоторые вещи, появляющиеся сегодня на рынке (например, браслеты с большим количеством образков, выполненные без должного благоговения), считаю не совсем уместными и даже наносящими духовный вред владельцу. Изделия православной тематики называются предметами личного благочестия, с их помощью человек выражает свое религиозное чувство. К сожалению, это иногда происходит с некой театральностью. Бездушное, холодное, ненастоящее становится просто декорацией. Это даже страшнее, чем отход от каноничности.

— Проблема копирования моделей сегодня по-прежнему актуальна?

— Увы. Люди начинают заниматься бизнесом, руководствуясь не своим предназначением и желанием поделиться с ближним своим талантом, а стремлением быстро заработать. Видят, что в нише церковных изделий есть спрос, и берутся не за свое дело. Но поскольку в этом направлении они от Господа талантов не получили, им остается лишь заимствовать и копировать. Такие люди изначально нарушают заповедь «Не укради»: игнорирование авторских прав — это воровство. Господь каждому человеку дает какой-либо талант, который тот дол¬жен преумножить. А если человек этим пренебрег и «полез не в свой огород», то тем самым он пошел против Божьего замысла. В итоге первоначальный талант теряется, а новые дела идут не на пользу. Второй аспект еще хуже: вместо того чтобы познать себя и понять, для чего ты призван в этот мир, как можешь послужить себе и людям, че¬ловек, начиная воровать, прерывает свою связь с Богом. Творчество — это дар. Если художник встает на путь заимствования, то превращается в паразита, который не получает энергию свыше, а берет ее у дру¬гих. К сожалению, Людей с большой бук¬вы становится меньше, а паразитирующие активно размножаются. Есть и еще один немаловажный аспект — ответственность покупателя. Все мы не просто покупатели — мы инвесторы. Приобретая у воров, мы тем самым поощряем их деятельность, инве¬стируем в нее, соответственно, воров стано¬вится больше. И не надо потом удивляться, что нам залезли в карман или в квартиру. Мы все — участники глобального рынка, на который воздействуем своим выбо¬ром и своими средствами. Если мы покупаем продукты ГМО и едим их, то укрепляем бизнес про¬изводителей таких товаров. В результате натуральная еда пропадает с полок ма¬газинов, а в нас самих про¬исходят изменения. Вот так многие поступают и в случае с изделиями православной тема¬тики: вместо святынь покупают «ГМО».