«Работа ювелира Юрия Федорова как обращение к современникам»
Беседа Алины Сергейчук с Ю.А.Федоровым

Для ювелира Юрия Федорова создание изделий христианской тематики – это способ обращения к людям, своеобразная проповедь. События последних полутора лет и возникшие в связи с ними апокалиптические настроения в обществе подвигли мастера на разработку креста «Второе пришествие». «Икона – это богословие в красках, а ювелирная мелкая пластика – проповедь в металле. – Поясняет Юрий Анатольевич. – Ее современность заключена в актуальности тех проблем, которые я как художник выражаю своей работой. Особенно – при создании крестов, потому что на кресте все, как я говорю, «КРЕСТализуется». Обретает очень яркий смысл».

— Юрий Анатольевич, как возник замысел креста, посвященного Страшному суду?

— Этот крест я сделал в конце 2020 года. Его идея возникла в связи с тяжелой обстановкой в обществе, когда повсюду стали слышны разговоры о последних временах. Но говоря о Конце света, люди забывают, что Второе Пришествие – это завершение Замысла Божия о человеческом роде, его кульминация. Первые христиане не боялись ни Конца света, ни завершения своей собственной земной жизни, напротив, с радостью ожидали его как соединения со Христом. Поэтому они бестрепетно шли на казнь, становились мучениками. А современный человек стал к этому относиться очень пессимистично. Отчасти это связано со страхом Суда, отчасти – с боязнью перехода из временной жизни в вечную. Но, по словам замечательного сербского богослова прп. Иустина (Поповича): «Последний всеобщий суд будет судом абсолютной правды и абсолютной милости Божией... Всезнающий и всесильный Господь сделает очевидным все, что каждый сделал в теле с душой своею, со своими Божественными талантами. Все дела всех людей, как добрые, так и злые, и все мысли, желания, чувства и слова будут полностью открыты и непогрешимо взвешены на весах вечной правды и вечной милости Божией (ср.: Мф. 25,31 – 46; Рим. 2, 6–7; Кор. 5, 10)».

— Как же можно в пластике высказать такие глубокие и сложные смыслы?

— В основе этого креста лежит иконография Страшного суда. Мне всегда было интересно перевести икону на крест. На лицевой стороне я поместил образ Второго Пришествия, а оборотная сторона всегда более личная – она посвящена Страшному суду, которому предстоит душа человека. Главная идея работы – в том, что эти события вполне позитивны. Будет новое небо и новая земля, преображенные люди. «Не все умрут, но все изменятся». Мне хотелось добавить немного оптимизма в грустные настроения людей. Крест получился очень современным, поскольку он отражает то, что беспокоит человека нашего времени.

— Любое испытание в церковной терминологии называют искушением – потому что всегда есть риск не выдержать, погубить свою душу…

— То, как сегодня людей пугают смертью, как даже некоторые архиереи призывают во что бы то ни стало беречь земную жизнь, меня, честно говоря, удивляет. В Христианстве всегда самым страшным считалась духовная, а не физическая смерть, хотя земная жизнь тоже имеет ценность. Некоторые люди при виде креста, посвященного Страшному суду, начинают шарахаться, но у многих при виде него возникает интерес. Важно правильно подходить к этому вопросу. Человеку полезно думать о конце, чтобы не расслабляться. И на оглавии нашего креста начертаны слова Евангелия церковнославянском языке: «Бдите убо яко не весте дне, ни часа, воньже сын человеческий приидет». Конечно, в последние времена главным будет сохранить веру. Не поддаться на лукавые и изощренные уловки антихриста. Уже сегодня от людей многое требуют сделать «добровольно», но под страхом неприятностей – в этом видится некое лукавство, подобное бесовскому. Ведь все, что мы делаем под влиянием лукавого, поддаваясь искушениям, мы делаем по своей воле – и потому несем за это ответственность. Поэтому нам важно сохранять спокойствие, не поддаваться страстям, не паниковать, но быть очень осмотрительными. Надеюсь, что этот крест поможет хотя бы некоторым людям избавиться от панических настроений.

— Быть мудрыми и верными Богу. Об этом говорит еще одна Ваша работа…

— Перстень «Змии и голуби» несет на себе евангельский призыв быть мудрыми, как змии и простыми, как голуби. Это очень актуально в связи с затронутой нами темой. На Афоне я видел много деревянных резных крестов, украшенных изображениями змей, драконов. Исследователи почему-то трактуют их однозначно: как попрание змея крестом. Но на более древних крестах с драконами на балках всегда изображались птицы. Очевидно, что они иллюстрируют слова Спасителя: «Отправляю вас как овец среди волков, будьте мудры, как змеи и просты, как голуби». Сегодня людям проще скатиться в какую-то одну сторону: или опрощения, или лукавства. А Православие это путь, где надо думать: то щеку подставить, а то и отпор дать. Мне хочется помочь человеку «включиться», начать активно воспринимать действительность, жить в духовной бдительности, а не ждать готовых решений извне: «батюшка сказал так…»

— К теме нашего разговора подходит еще один перстень вашей работы – «Борьба орла со змеей».

— Он олицетворяет борьбу добра и зла и напоминает о духовной брани, которую ведет каждый христианин, в какое бы время он ни жил. На кресте этом начертана греческая молитва, мало известная русским верующим: «КҮPIE BOHӨЕΙ». Слово «BOHӨЕΙ» переводится двумя словами: «возопил: помоги!» Как отец мальчика в Евангелии возопил: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» «КҮPIE BOHӨЕΙ» – это молитвенный вопль погибающего, борющегося человека: «Господи, вопию: помоги!» Именно вопль. На некоторых древнерусских предметах начертано: «Господи, помогай», «Богородице, помогай!» Я удивлялся: какая-то слишком напористая формулировка. А потом понял, что, видимо, это была попытка перевести молитву «КҮPIE BOHӨЕΙ». Кстати, я никогда не использую на своих изделиях слова: «Спаси и сохрани», которые распространились в конце XIX века. Сегодня они утеряли смысл, получается: «Спаси и сохрани меня со всеми моими грехами». Но чтобы спастись, надо не «сохраниться», а измениться, покаяться! Кстати, когда некоторые люди узнают, что на перстне начертана молитва – вопль гибнущего человека, говорят: «Нет, мне это не нужно, я не гибну!» Но если у тебя все так хорошо – зачем тебе Бог? Вот такие моменты, на мой взгляд, важны, я стараюсь их вытаскивать из далекого прошлого и доносить до современников, потому что они очень актуальны именно для нас.

— Понимают ли люди суть ваших работ, то, что вы хотите сказать ими?

— Мы сопровождаем каждое изделие брошюрой с пояснением, публикуем описания смысла каждой работы на сайте, а на выставках общаемся с посетителями нашего стенда, рассказываем. Реакция обычно бывает позитивной – люди интересуются, у них загораются глаза. Это очень важно. Самое страшное – когда церковное искусство начинает формализоваться, когда кресты превращаются всего лишь в знаки конфессиональной принадлежности, а само Православие – в элемент культуры. Со временем многое «затирается», дух улетучивается, остается форма, оболочка, а что, почему – непонятно. Очень важно возвращать дух, ведь именно он первичен, дух творит форму. Этим я и стараюсь заниматься.

Крест «Второе Пришествие Христа и Страшный суд»
Серебро, позолота, чернение. Размер: 24х45 мм., вес ~ 17 грамм

— Четырехконечный крест традиционной византийской формы с расширяющимися балками и подвижным крестообразным оглавием. На двух сторонах креста представлена необычная для ставрографии иконографическая композиция «Второе пришествие и Страшный Суд». По словам свт. Иоанна Златоуста, знамение Сына Человеческого, которое явится перед Вторым пришествием на небе (Мф. 24, 30), будет представлять собой крест. Поэтому именно на кресте икона Второго пришествия Христа и Страшного Суда приобретает особый смысл. Сюжет иконы начал зарождаться в древности в лицевых Евангелиях и Апокалипсисах, а к XI – XII вв. появился и в монументальном искусстве. Примеры: икона XII в. монастыря Св. Екатерины на Синае и мозаика XI в. собора в Торчелло. К XVI в. иконография Страшного Суда получила большое развитие на Руси. Сюжет иконы складывался, прежде всего, на основе текстов Евангелия от Матфея (25, 31 – 46) и Откровения Иоанна Богослова. Конец света – это начало нового мира, новой жизни в вечности (Откр. 21.1). Отцы Церкви отмечали, что Христос только указал признаки Второго Пришествия, но не сообщил сроки. Это было сделано, чтобы люди не расслаблялись и не откладывали своего покаяния на потом. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24, 42). Поэтому наш крест и является напоминанием о грядущем великом событии. На его лицевой стороне изображена композиция верхней части иконы. В центре креста в мандорле славы изображен Христос-Судия. Его правая рука поднята вверх, призывая к Себе праведников, а левая – вниз, отвергая нераскаянных грешников. Эти жесты можно увидеть на фресках прп. Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском Соборе во Владимире. Христу предстоят в молении за род человеческий Божия Матерь и Иоанн Предтеча. В нижней части креста изображены коленопреклоненные раскаявшиеся первые грешники Адам и Ева. Вверху над мандорлой ангелы сворачивают небо в свиток. Это символ окончания старого мира и начало нового: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21.1). На крестообразном оглавии, развивая тему обновления, помещен образ Нового Иерусалима. На иконах Страшного Суда Небесный Иерусалим изображался поразному. Мы взяли за основу иллюстрацию из испанского апокалиптического манускрипта 1047 г., где своеобразно показаны главные признаки города – его четверочастность и 12 врат, по 3 с каждой стороны. В центре города – главный символ Христа – Голгофский Крест, что соответствует и русской иконографии. (Новгородская икона XVI в. из собрания Б.Н. и В.Н. Ханенко).
Если лицевая сторона креста посвящена Второму пришествию Христа и глобальным событиям, с этим связанным, то оборотная – непосредственно Суду над человеческой душой. В центре креста изображен архангел Михаил с весами правосудия в левой руке. Перед ним – обнаженная, со скрещенными на груди руками, душа человека в ожидании своей участи. Над архангелом – Престол Уготованный, или Этимасия. Он предназначается для Христа-Судии, о чем говорят находящиеся на нем атрибуты: багряные одежды, книга и восьмиконечный крест с орудиями Страстей. Это указывает, что суд вершит не архангел, а Христос. Архангел Михаил скорее исполняет роль защитника. Его правая рука воздета со свитком добрых дел человека. И весы уже склоняются в правую сторону, не смотря на то, что левую чашу с грехами пытается перетянуть на себя мелкий бес, зацепившись за нее крюком. Такими сценами борьбы за душу между ангелами и бесами изобилуют иконы Страшного Суда. Внизу креста написан текст Иисусовой молитвы, которая звучит в сердце кающегося. На горизонтальной балке креста изображены символы: Рая – по правую сторону от архангела, и ада – по левую. Рай показан как врата, охраняемые херувимом. К ним направляется благоразумный разбойник с крестом на плечах. Образ разбойника, распятого с Христом на Голгофе и первым вступившего в рай – это символ покаяния, образец твердой веры в Господа в момент Его предельного уничижения. Он помогает нам укрепить и свою веру в любовь Христа, Который даже разбойника может сделать достойным рая. Ад представлен как разверстая пасть чудовища, поглощающая грешников. Такой образ широко распространен на русских иконах Страшного Суда. Как правило, в пасть следует вереница нераскаявшихся грешников, часто ее возглавляют представители властей. Поэтому мы в в качестве грешника выбрали образ царя. Ведь «кому много вверено, с того больше и взыщут» (Лк. 12, 48.)
В заключение еще раз напомним, что и слова Священного Писания о Страшном Суде, и иконы не являются угрозой возмездия, а призывают к добру. Поэтому и наш крест служит напоминанием, что Страшный Суд свершается для нас уже в земной жизни, когда мы выбираем добро или зло, и Господь только подтвердит наш выбор. А ожидание Суда заключается в том, чтобы всегда быть к нему готовым. На обратной стороне оглавия написаны слова Евангелия на церковно-славянском языке: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф.25.13)

Перстень «Орел со змеей»
Серебро, позолота, чернение. Диаметр щитка: 13 мм

— На лицевой стороне щитка перстня изображен поединок орла со змеей. За основу взята композиция мозаики пола Большого императорского дворца в Константинополе (V в.) Этот сюжет был очень популярен в византийском искусстве, т.к. он связан с историей основания Константинополя. Посланники императора Константина, искавшие место для новой столицы, увидели подобную сцену и сочли это указующим знаком. В христианстве поединок орла со змеей отображает победу духа над материей, злом и грехом, духовную брань. На оборотной стороне щитка в центре изображен четырехконечный крест в круге, вокруг которого троекратно написан текст молитвы: «Господи, помилуй». Находясь на перстне, этот краткий текст напоминает нам, что любое дело должно начинаться с покаяния и молитвы.

Перстень «Змии и голуби»
Серебро, позолота, чернение. Диаметр щитка: 15 мм

— Этот перстень является развитием формы античных и византийских перстней-печаток с круглым щитком и сужающейся шинкой. Шинка украшена диагонально расположенными валиками, разделенными рядами зерни. На щитке изображена символическая композиция, иллюстрирующая слова Евангелия: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф 10.16). Уже в раннехристианском искусстве встречаются геммы, где на тауобразном кресте с монограммой Христа соединяются изображения змеи и голубей, что позволяет трактовать их в указанном евангельском контексте. Но наибольшее влияние на нашу композицию оказали древние резные афонские кресты. В основе их формы был процветший крест, побеги которого выполнялись в виде двух крылатых змиев, а в верхней части находились изображения двух голубей. В таком сочетании символов легко прочесть евангельскую фразу (Мф. 10, 16). В христианстве змея – амбивалентный символ. Кроме своего негативного значения это и Христос, Премудрость, вознесенный на Древе Жизни в качестве искупительной жертвы. Ведь и медный змий, вознесенный Моисеем в пустыне, по слову Спасителя, является прообразом Христа: «и как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–15). В основе композиции перстня византийский четырехконечный крест с расширяющимися балками с каплевидными отростками на концах. Из основания креста исходят два изгибающихся побега в виде крылатых змиев. На поперечной балке расположена пара голубей, поддерживающих сударий, обрамляющий средокрестие. Сударий (плат, которым был обернут лик умершего Христа) является свидетельством Воскресения. Он помещался в перекрестии триумфальных крестов раннехристианского искусства (горельефы саркофагов IV–V вв., фрески в копских монастырях V–VI вв.) и означал царственность Христа и Его Победу. Подчеркивает победный характер композиции надпись (Иисус Христос Победитель). Внутри перстня – слова Евангелия: «Будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие»., адресованные каждому христианину.


Беседовала Алина Сергейчук