- Главная
- Купола позолотить мы можем, а души
Купола позолотить мы можем, а души
(Журнал «Церковный ювелир», №20 2009 г.)
В беседе с нашим корреспондентом современный православный ювелир Юрий Анатольевич Федоров высказал свою позицию по самым разным вопросам - от нынешнего состояния церковного искусства до мирового финансового кризиса и его духовных причин.Деньги - лишь единица измерения
— Юрий Анатольевич, вопрос Вам как руководителю ювелирного предприятия и церковному художнику: как удается сочетать такие противоречивые вещи?
— Если сказать кратко, то деятельность руководителя и художника сочетаются "неслитно и нераздельно". Руководство мастерской и предпринимательская деятельность являются прямым продолжением служения художника. А противоречия возникают в нашем мирском сознании. Они даже полезны тем, что заставляют нас подниматься на более высокий духовный уровень, изменять сознание, и тогда всё встают на свои места. Кстати принцип антиномии широко использован в Евангелии, а также в православном богословии и в церковном искусстве, именно для возвышения человека "от дольнего к горнему". А ещё, в этой связи, можно вспомнить слова Христа "отдавайте Богу богово, а кесарю кесарево".
—Злободневный вопрос: Ваше отношение к экономическому кризису?
— Слава Богу, многие уже знают, что в переводе с греческого слово "кризис" означает "суд". Суд Божий, наступивший по нашим грехам. Главное - осознать эти грехи и измениться, тогда все разрешится.
— И какие же грехи вызвали нынешний кризис?
— К примеру, в уставе любого коммерческого общества первым пунктом идет: "цель создания общества - получение прибыли". А работа должна быть направлена на принесение пользы. Должно быть служение. В отношении к деньгам у нас распространены две крайности: либо это что-то грязное, либо - идол, которому поклоняются. Сегодня деньги стали товаром, а должны быть всего лишь единицей измерения, такими же как, граммы, метры… Но чтобы измерять - надо что-то создавать. И думать, насколько это качественно, насколько полезно людям. Церковное искусство - это часть Предания Церкви. Это очень серьезное дело, его нельзя превращать в рынок.
— Но реально ли выжить при таком подходе?
— Выжить всегда реально. Я 30 лет занимаюсь церковным искусством. Начинал в советский период, когда это было вообще никому не нужно. Выживали. Период кризиса - наиболее благоприятные условия для нас, чтобы что-то понять. Потому что объяснить что-то человеку, когда он говорит: "а зачем, у меня и так все хорошо, деньги рекой текут" очень сложно. А когда суд - кризис - начался - легче задуматься, поэтому стоит об этом говорить. Чтобы исправить положение, в котором оказалось сегодня общество, надо решать фундаментальные вопросы - духовные. Сегодня созываются многочисленные антикризисные совещания, но на них пытаются решать проблему кризиса с помощью "латания дыр" экономическими мерами - льют воду в решето. А надо менять что-то в основе, и тогда уже строить здание правильно. Но это сложно, потому что каждый должен начать с себя.
— Перейдем к теме церковного искусства. Наверное, к его произведениям должны быть самые высокие требования?
— Церковь вообще должна быть образцом - "иконой" общества, чтобы было на что ориентироваться. Но, к сожалению, наша земная Церковь подвержена тем болезням, которые мы в нее вносим, и образ этот затенен. Мы никогда не добьемся идеала, но у нас должен быть четкий вектор, направление в сторону Бога. И чем дальше мы идем этим путем - тем больше видим свои недостатки. Есть люди с какими-то гигантскими проектами и говорят: "хотим построить самый большой храм… написать самую большую икону"… - А зачем? Если это все - внешнее, то это - вавилонская башня. Должна быть духовная наполненность. Все, что мы создаем - наши плоды, рождаемые тем, что у нас внутри, в душе. Сначала надо взрастить душу - иначе и плоды трудов будут "пустые".
— Но, если говорить о церковном ювелирном искусстве - отличит ли обычный человек крестик, сделанный с глубоким знанием церковной истории, символики, с молитвой - от просто скомпонованного в соответствии с минимальными правилами?
— В прошлом выпуске "Церковного ювелира" мы уже затрагивали вопрос о понятии символа, о его восприятии, о познании через символ. Я говорил, что современная гуманитарная культура построена на рациональном, интеллектуальном познании. Показательно, что латинское слово "интеллектус", определяющее рациональное познание, этимологически связано с принципом "разделения", "расчленения". В сакральных обществах, в том числе и в христианском, познание символично. "Симболон" в переводе с греческого означает "соединение", "слияние". И показательно что антонимом этого слова является другое греческое слово "диаболос". Если вдуматься - все настолько откровенно! Символическое познание происходит через соединение. Символ несет в себе энергию первообраза. Все богословие, богослужение символично. А сегодня символ обычно понимается как знак, аллегория. Аллегория может быть сложной, требовать определенного интеллектуального уровня… Символ же не требует интеллекта - он требует любви. И на Руси, в Православии это остается, но остается как некий рудимент. У людей есть тяга к иконам… Но сегодня очень много симулякров - "пустышек", механически наштампованных. Человек хватается за них и, не находя в них ничего для своей души, устает искать. Символы Господа - Его Честные Иконы и Крест, должны помогать человеку возвести ум и душу к Первообразу - Богу - и этим способствовать его духовному очищению, возвышению. Настоящие произведения церковного искусства обязательно оживляюще воздействуют на любого грешного человека, конечно если он стремится к Богу.
— Но как Благодать Божия нисходит на произведения церковного художника? Разве тут можно вывести какое-то правило?
— Конечно, нет. Благодать приходит свыше. Но Господь дает ее нам, когда у нас есть открытое сердце, любовь. Если есть любовь - то и остальные слова: свобода, вера обретают смысл. А без нее - все превращается в фикцию. Сегодня созданием крестов, икон нередко занимаются люди, которым все равно, что выпускать - лишь бы заработать. Но еще в конце XIX века было постановление Священного Синода, запрещающее производство и продажу лицами нехристианского вероисповедания предметов чествования христиан. По этому постановлению видно, что данное явление появлялось еще тогда, но с ним боролись. Я категорически не могу принять бесконтрольное возрастания удельного веса технологии в создании икон, крестов. Особенно это относится к компьютерным технологиям. Человек уже не участвует в этом процессе - а значит, и Бог не участвует… Это противоречит основным канонам. В Церкви очень важен человеческий фактор - тот, который в современном цивилизационном процессе стремятся свести к нулю. И понятно почему: человек становится все более грешным, он не самокритичен, не видит своих грехов, ошибок, неправоты. Поэтому его и стараются убрать из производства. Но в результате, удаляя человека, мы отгораживаемся не только от его греховности, но и от Бога, Который дает Свою благодать душам обращающихся к Нему людей.
Никогда не делаю того, чего не понимаю
—А как создание креста, образка происходит на Вашем предприятии?
— Каждую модель я сам вырезаю вручную в натуральную величину. Больше всего времени занимает разработка, подготовка, осмысление - особенно, когда дело касается крестов. Я изучаю литературу, занимаюсь ставрографией. И никогда не делаю того, чего не понимаю. Если я начинаю чувствовать, понимать какую-то древнюю форму - стараюсь воплотить ее. Могу "вынашивать" крест лет пять. Стремлюсь делать то, что может быть полезно и понятно современному человеку. Конечно, без субъективного фактора здесь не обходится - сужу по себе, как современный православный человек.
— В Мастерских Юрия Федорова трудятся только верующие люди?
— Я отношусь к православным людям с большим доверием, нежели к остальным. Потому что, если человек действительно православный - у него верные принципы, он правильно подходит к любому делу. От тех, кто работает в мастерских, в значительной мере зависит результат труда. Своей любовью или нелюбовью каждый сотрудник может сделать вещь лучше или уже. Мы выпускаем немного изделий, не расширяем предприятие, потому что я считаю себя обязанным контролировать все производство и работать с людьми. С людьми же очень тяжело: когда к ним подходишь с открытым сердцем, они раскрывают души навстречу и… выносят оттуда огромное количество проблем. Поэтому мы делаем столько, сколько можно, не отступая от своих принципов. У нас есть сотрудники разной степени воцерковленности, хотя - все крещеные. Конечно, я не занимаюсь контролем их духовной жизни. Главный вопрос, который я задаю при приеме на работу: "а любишь ли ты?" Если человек любит дело, которым он хочет заниматься - он придет к Богу.
— Мы с Вами говорили о том, что от состояния души мастера зависит духовная наполненность его изделий. Но кресты в Церкви освящаются - восполняет ли это недочеты, допущенные при их создании?
— В древности ни иконы, ни кресты не освящали - и это понятно. Прп. Исаак Сирин писал о том, что, как только мы изготавливаем из какого-либо материала крест, или начертываем его где-либо - он тотчас облекается в силу Божию, как Ковчег Завета и даже более того. В те времена мышление было символично, поэтому и главенствовал такой подход. При этом к изготовлению священных предметов предъявлялись жесткие требования: этим, как правило, занимались монахи и сама работа воспринималась как священнодействие. Обряд освящения появился лишь в XVII в., он впервые приводится в требнике Петра Могилы. В его введении была логика: вещи к тому времени стали менее духовными, поэтому и начали обращаться ко Господу, чтобы Он восполнил недостающее. Но из этого произошло разделение: если раньше служение церковного художника было священнодействием, то теперь от него стало требоваться лишь искусство, которое затем превратилось в ремесло, а потом - и в промышленность. А духовная составляющая стала вноситься отдельно - церковным освящением. Я не противник освящения. То, что появляется в Церкви, всегда является потребностью - но потребность эта может возникнуть по нашим грехам. Христос всегда снисходит к нашей немощи, а мы должны идти к Нему навстречу, а не оправдывать свои грехи.
— Это и передача каких-то технических навыков?
Необязательно. Технические приемы мне могут подсказать сами ювелиры. Они возникают во время работы, когда решается художественная задача. Я могу только в некоторых случаях посоветовать, какие технические средства годятся, а какие нет. Другое дело, как они воспринимают изделие, здесь я пытаюсь объяснить свой замысел.
— А как церковное искусство видоизменялось в дальнейшем?
— Итак, в XVII столетии произошло разделение священного искусства на искусство и священнодействие. В начале ХХ в. спрос на иконы был столь велик, что палехский иконописец писал по сто (!!!) икон в день, понятно какого они были качества. В результате, Священный Синод своим указом закрыл палехские мастерские и разрешил фабричный выпуск икон полиграфическим способом и теснением на жести (известные иконы Богарда и Жако). Часто лицензии предоставлялись инославным фирмам. Тогда началось тиражирование. И логика в этом была: иконы печатали с хороших образцов, а кто стоит у типографского станка стало не важно - ведь потом все будет освящено. С этим решением полемизировал знаменитый художник Васнецов, который написал о том, что в качестве исключения - в больнице, на фронте - могут быть и печатные иконы. Но если пользоваться такой логикой, можно придти к тому, чтобы и в храме поставить граммофон с записью идеальной литургии, где все будет выверено до буквы… И вот тут становится уже страшновато. Сегодня мы наблюдаем третий этап "развития" церковного искусства, возможно завершающий, когда уже и образцы для воспроизводства создаются с помощью компьютерных технологий. И действительно, если от иконы требуется только формальный набор внешних признаков, то с этим гораздо лучше и быстрее справится компьютер. Поэтому значительную часть производимых сегодня крестиков и икон нельзя назвать подлинными произведениями церковного искусства. Это понятно: невозможно после такого огромного периода упадка: и советские годы, да и революция тоже не на пустом месте возникла - чтобы после этого вдруг резко начался расцвет, и все мы стали глубоко духовными. Купола позолотить мы можем, а души… У многих художников есть такое мнение: это я делаю для души, а это - ради денег. Это - порочный путь. Любая вещь, которую ты делаешь только ради денег, кривя душой, убивает часть твоей души.
— Подлинное церковное искусство - это всегда высокий профессионализм?
— Мне приходилось бывать в Черногории, где много пещерных монастырей. В один из них мы приехали поздно вечером. Нам открыли храм. Я зажег лампадки и имел счастье просто побыть там, помолиться наедине. Эту церковь расписывал монах, основатель обители, который не был живописцем. Он подвизался в каком-то монастыре, затем по велению ангела, явившегося ему, пришел в это место, сам все построил и расписал. Получилась наивная, даже примитивная, "детская" живопись. Но силища - невероятная! Повторить это невозможно! Там есть любовь и вера… Древние кресты также очень просты. И этой простоте мы сегодня не в силах подражать. Но этой простоте мы не в силах подражать. Сегодня их сложно понять. Они требуют огромного творчества при восприятии, потому что дают лишь импульс и энергию Первообраза - дальше надо участвовать самому. Любое восприятие чего-либо, в том числе, и предметов церковного искусства - это творчество, как является творчеством и участие в богослужении. Когда я говорю о творчестве, то подразумеваю, что Творец - один Господь, а мы открываем Ему свое сердце и вместе с Ним участвуем в этом процессе.Знать, какой дух живёт в форме
— И всегда ли можно четко сказать, каким может быть нательный крест, а каким - нет? Например, перламутровый крестик без распятия, привезенный со Святой земли? Или крест простой четырехконечной формы, усыпанный драгоценными камнями?
— Все мы очень разные, поэтому и форм креста существует великое множество. Важен минимальный набор внешней символики и соответствия церковным правилам - но, как я уже говорил, самое важное, чтобы присутствовал Дух. Если человек съездил на Святую Землю, для него привезенный оттуда крест - это благословение, и, если он его подвигает к духовной жизни - он приносит ему пользу - освящение. Нельзя полностью отрицать и креста с драгоценными камнями. Крест может быть золотым и усеянным бриллиантами, а может быть соединением двух прутиков, перевязанных ниточками. Важно, чтобы он славил Господа, а не нашу гордыню. Ведь мы должны покланяться образу Честного Животворящего Креста сделанного из любого материала, почитая не материал, а символ Христа. Конечно, в случае золота с бриллиантами это сделать сложнее.
— Драгоценные камни в нательном кресте - уместны?
— Символика камней - это отдельная тема для разговора. Основное символическое значение камень получает, когда рассматривается как элемент постройки воздвигающейся по Божественному плану - Храма Божия, а в широком смысле - Церкви Христова. В этом случае камень воспринимается как аналог человеческой личности, как элемент сообщества - Церкви. Это аналогия отражена в русском языке, где слово "церковь" обозначает и храм и сообщество христиан. Недаром у апостола Петра встречается такое понятие "живые камни", относимое ко всем христианам. Это идея Церкви была прекрасно выражена в древнем ювелирном искусстве. Ювелирное изделие, как правило, имело простую каноническую форму. Камни, входящие в него негранились, а сохраняли свою разнообразную природную форму, говоря о свободе личности. Их обработка сводилась лишь к полировке, чтобы снять корку и впустить в свет. Здесь мы тоже видим символику - так и душа, очищаясь от всего наносного, греховного, впускает в себя Божественный свет. Но "личность" камня не меняли, их не стандартизировали. Получалось, что камни - разного цвета, непохожей формы, с разными кастами, но в целом все это - в удивительной гармонии! Как такое возможно? Это мы видим и в византийском искусстве в целом. На первый взгляд эклектика - смешение культур самых разных народов запада и востока. Но все объединено православным духом. И получается гармоничное целое. Древние изделия раскрывают нам глубочайший смысл… Сегодняшние - тоже о многом говорят: сложные дизайнерские проекты, игра форм. Но это только иллюзии свободы, т.к. проект часто требуют абсолютной идентичности всех внешних параметров в используемых группах камней.
— А что Вы скажете о кольцах с молитвой - каков их символический, духовный смысл?
— Кольца с молитвой существовали с древних времен. Когда жизнь воспринималась как таинство, священнодействие - священные изображения и надписи присутствовали везде, в том числе - и на самых простых бытовых предметах. Я уже как-то приводил этот пример - удивительные светильники с образом Креста, несущие в себе символику преображения света тварного в Нетварный. Мир тоже призван к преображению - через человека. И, живя в Боге, человек освящает этим все вокруг себя. Есть понятие "внутреннего священства". То есть, каждое дело мы должны делать, как священнодействие, с Богом. Сказано же апостолом: "непрестанно молитесь". Когда вещь сделана достойно, с благоговением, и ее используют благочестиво, с памятью о Боге - все хорошо. Встречаясь с предметами быта наших предков, мы часто видим, что там веры, Бога - больше, чем во многих современных иконах. Потому что там присутствует любовь, молитва. В древности иконы присутствовали в серьгах, браслетах. В Византии были удивительные свадебные пояса: с изображениями Христа, Божией Матери, с глубокой брачной символикой. Любой круг: кольцо, браслет, пояс - это глубокий символ. Тут присутствует тема союза, охраны, защиты.
— К сожалению, многие наши современники подходят к святыням упрощенно - как к амулетам, без обращенности к Богу, который и есть наш единственный Помощник и Покровитель…
— Это очень важный момент: говоря о защите, мы часто уходим в магизм, в обереги: это - от того, то - от другого. Но христианин чем больше пребывает в Боге - тем надежнее защищен. Максимальная защита - это святость. Все, что этому способствует, помогает нам. Если предметы со священными изображениями помогают нам соединиться с Богом - они нас защищают. Сам предмет не защищает. Кольца, браслеты с молитвами были всегда, важно - как человек их носит: как святыню или как амулет или веяние моды. К слову, где действительно недопустимо изображение икон - так это на упаковке: фантиках, коробках, этикетках бутылок - вот что должно быть строго запрещено! Самый лучший ответ на вопрос о том, что соответствует церковному духу, а что - нет, дал апостол Павел: "все мне дозволительно, но не все полезно". Причем, это еще и очень индивидуально: "что русскому хорошо - немцу смерть", что для одного святость - другому грех. Очень важно изучать традиции - не формально копировать их, а понимать. Традиция - это форма, созидаемая духом, дорабатываемая, усовершенствуемая веками… Важно знать, чувствовать, какой дух живёт в форме, наполняет ее.
Беседовала Алина Сергейчук
— Юрий Анатольевич, вопрос Вам как руководителю ювелирного предприятия и церковному художнику: как удается сочетать такие противоречивые вещи?
— Если сказать кратко, то деятельность руководителя и художника сочетаются "неслитно и нераздельно". Руководство мастерской и предпринимательская деятельность являются прямым продолжением служения художника. А противоречия возникают в нашем мирском сознании. Они даже полезны тем, что заставляют нас подниматься на более высокий духовный уровень, изменять сознание, и тогда всё встают на свои места. Кстати принцип антиномии широко использован в Евангелии, а также в православном богословии и в церковном искусстве, именно для возвышения человека "от дольнего к горнему". А ещё, в этой связи, можно вспомнить слова Христа "отдавайте Богу богово, а кесарю кесарево".
—Злободневный вопрос: Ваше отношение к экономическому кризису?
— Слава Богу, многие уже знают, что в переводе с греческого слово "кризис" означает "суд". Суд Божий, наступивший по нашим грехам. Главное - осознать эти грехи и измениться, тогда все разрешится.
— И какие же грехи вызвали нынешний кризис?
— К примеру, в уставе любого коммерческого общества первым пунктом идет: "цель создания общества - получение прибыли". А работа должна быть направлена на принесение пользы. Должно быть служение. В отношении к деньгам у нас распространены две крайности: либо это что-то грязное, либо - идол, которому поклоняются. Сегодня деньги стали товаром, а должны быть всего лишь единицей измерения, такими же как, граммы, метры… Но чтобы измерять - надо что-то создавать. И думать, насколько это качественно, насколько полезно людям. Церковное искусство - это часть Предания Церкви. Это очень серьезное дело, его нельзя превращать в рынок.
— Но реально ли выжить при таком подходе?
— Выжить всегда реально. Я 30 лет занимаюсь церковным искусством. Начинал в советский период, когда это было вообще никому не нужно. Выживали. Период кризиса - наиболее благоприятные условия для нас, чтобы что-то понять. Потому что объяснить что-то человеку, когда он говорит: "а зачем, у меня и так все хорошо, деньги рекой текут" очень сложно. А когда суд - кризис - начался - легче задуматься, поэтому стоит об этом говорить. Чтобы исправить положение, в котором оказалось сегодня общество, надо решать фундаментальные вопросы - духовные. Сегодня созываются многочисленные антикризисные совещания, но на них пытаются решать проблему кризиса с помощью "латания дыр" экономическими мерами - льют воду в решето. А надо менять что-то в основе, и тогда уже строить здание правильно. Но это сложно, потому что каждый должен начать с себя.
— Перейдем к теме церковного искусства. Наверное, к его произведениям должны быть самые высокие требования?
— Церковь вообще должна быть образцом - "иконой" общества, чтобы было на что ориентироваться. Но, к сожалению, наша земная Церковь подвержена тем болезням, которые мы в нее вносим, и образ этот затенен. Мы никогда не добьемся идеала, но у нас должен быть четкий вектор, направление в сторону Бога. И чем дальше мы идем этим путем - тем больше видим свои недостатки. Есть люди с какими-то гигантскими проектами и говорят: "хотим построить самый большой храм… написать самую большую икону"… - А зачем? Если это все - внешнее, то это - вавилонская башня. Должна быть духовная наполненность. Все, что мы создаем - наши плоды, рождаемые тем, что у нас внутри, в душе. Сначала надо взрастить душу - иначе и плоды трудов будут "пустые".
— Но, если говорить о церковном ювелирном искусстве - отличит ли обычный человек крестик, сделанный с глубоким знанием церковной истории, символики, с молитвой - от просто скомпонованного в соответствии с минимальными правилами?
— В прошлом выпуске "Церковного ювелира" мы уже затрагивали вопрос о понятии символа, о его восприятии, о познании через символ. Я говорил, что современная гуманитарная культура построена на рациональном, интеллектуальном познании. Показательно, что латинское слово "интеллектус", определяющее рациональное познание, этимологически связано с принципом "разделения", "расчленения". В сакральных обществах, в том числе и в христианском, познание символично. "Симболон" в переводе с греческого означает "соединение", "слияние". И показательно что антонимом этого слова является другое греческое слово "диаболос". Если вдуматься - все настолько откровенно! Символическое познание происходит через соединение. Символ несет в себе энергию первообраза. Все богословие, богослужение символично. А сегодня символ обычно понимается как знак, аллегория. Аллегория может быть сложной, требовать определенного интеллектуального уровня… Символ же не требует интеллекта - он требует любви. И на Руси, в Православии это остается, но остается как некий рудимент. У людей есть тяга к иконам… Но сегодня очень много симулякров - "пустышек", механически наштампованных. Человек хватается за них и, не находя в них ничего для своей души, устает искать. Символы Господа - Его Честные Иконы и Крест, должны помогать человеку возвести ум и душу к Первообразу - Богу - и этим способствовать его духовному очищению, возвышению. Настоящие произведения церковного искусства обязательно оживляюще воздействуют на любого грешного человека, конечно если он стремится к Богу.
— Но как Благодать Божия нисходит на произведения церковного художника? Разве тут можно вывести какое-то правило?
— Конечно, нет. Благодать приходит свыше. Но Господь дает ее нам, когда у нас есть открытое сердце, любовь. Если есть любовь - то и остальные слова: свобода, вера обретают смысл. А без нее - все превращается в фикцию. Сегодня созданием крестов, икон нередко занимаются люди, которым все равно, что выпускать - лишь бы заработать. Но еще в конце XIX века было постановление Священного Синода, запрещающее производство и продажу лицами нехристианского вероисповедания предметов чествования христиан. По этому постановлению видно, что данное явление появлялось еще тогда, но с ним боролись. Я категорически не могу принять бесконтрольное возрастания удельного веса технологии в создании икон, крестов. Особенно это относится к компьютерным технологиям. Человек уже не участвует в этом процессе - а значит, и Бог не участвует… Это противоречит основным канонам. В Церкви очень важен человеческий фактор - тот, который в современном цивилизационном процессе стремятся свести к нулю. И понятно почему: человек становится все более грешным, он не самокритичен, не видит своих грехов, ошибок, неправоты. Поэтому его и стараются убрать из производства. Но в результате, удаляя человека, мы отгораживаемся не только от его греховности, но и от Бога, Который дает Свою благодать душам обращающихся к Нему людей.
—А как создание креста, образка происходит на Вашем предприятии?
— Каждую модель я сам вырезаю вручную в натуральную величину. Больше всего времени занимает разработка, подготовка, осмысление - особенно, когда дело касается крестов. Я изучаю литературу, занимаюсь ставрографией. И никогда не делаю того, чего не понимаю. Если я начинаю чувствовать, понимать какую-то древнюю форму - стараюсь воплотить ее. Могу "вынашивать" крест лет пять. Стремлюсь делать то, что может быть полезно и понятно современному человеку. Конечно, без субъективного фактора здесь не обходится - сужу по себе, как современный православный человек.
— В Мастерских Юрия Федорова трудятся только верующие люди?
— Я отношусь к православным людям с большим доверием, нежели к остальным. Потому что, если человек действительно православный - у него верные принципы, он правильно подходит к любому делу. От тех, кто работает в мастерских, в значительной мере зависит результат труда. Своей любовью или нелюбовью каждый сотрудник может сделать вещь лучше или уже. Мы выпускаем немного изделий, не расширяем предприятие, потому что я считаю себя обязанным контролировать все производство и работать с людьми. С людьми же очень тяжело: когда к ним подходишь с открытым сердцем, они раскрывают души навстречу и… выносят оттуда огромное количество проблем. Поэтому мы делаем столько, сколько можно, не отступая от своих принципов. У нас есть сотрудники разной степени воцерковленности, хотя - все крещеные. Конечно, я не занимаюсь контролем их духовной жизни. Главный вопрос, который я задаю при приеме на работу: "а любишь ли ты?" Если человек любит дело, которым он хочет заниматься - он придет к Богу.
— Мы с Вами говорили о том, что от состояния души мастера зависит духовная наполненность его изделий. Но кресты в Церкви освящаются - восполняет ли это недочеты, допущенные при их создании?
— В древности ни иконы, ни кресты не освящали - и это понятно. Прп. Исаак Сирин писал о том, что, как только мы изготавливаем из какого-либо материала крест, или начертываем его где-либо - он тотчас облекается в силу Божию, как Ковчег Завета и даже более того. В те времена мышление было символично, поэтому и главенствовал такой подход. При этом к изготовлению священных предметов предъявлялись жесткие требования: этим, как правило, занимались монахи и сама работа воспринималась как священнодействие. Обряд освящения появился лишь в XVII в., он впервые приводится в требнике Петра Могилы. В его введении была логика: вещи к тому времени стали менее духовными, поэтому и начали обращаться ко Господу, чтобы Он восполнил недостающее. Но из этого произошло разделение: если раньше служение церковного художника было священнодействием, то теперь от него стало требоваться лишь искусство, которое затем превратилось в ремесло, а потом - и в промышленность. А духовная составляющая стала вноситься отдельно - церковным освящением. Я не противник освящения. То, что появляется в Церкви, всегда является потребностью - но потребность эта может возникнуть по нашим грехам. Христос всегда снисходит к нашей немощи, а мы должны идти к Нему навстречу, а не оправдывать свои грехи.
— Это и передача каких-то технических навыков?
Необязательно. Технические приемы мне могут подсказать сами ювелиры. Они возникают во время работы, когда решается художественная задача. Я могу только в некоторых случаях посоветовать, какие технические средства годятся, а какие нет. Другое дело, как они воспринимают изделие, здесь я пытаюсь объяснить свой замысел.
— А как церковное искусство видоизменялось в дальнейшем?
— Итак, в XVII столетии произошло разделение священного искусства на искусство и священнодействие. В начале ХХ в. спрос на иконы был столь велик, что палехский иконописец писал по сто (!!!) икон в день, понятно какого они были качества. В результате, Священный Синод своим указом закрыл палехские мастерские и разрешил фабричный выпуск икон полиграфическим способом и теснением на жести (известные иконы Богарда и Жако). Часто лицензии предоставлялись инославным фирмам. Тогда началось тиражирование. И логика в этом была: иконы печатали с хороших образцов, а кто стоит у типографского станка стало не важно - ведь потом все будет освящено. С этим решением полемизировал знаменитый художник Васнецов, который написал о том, что в качестве исключения - в больнице, на фронте - могут быть и печатные иконы. Но если пользоваться такой логикой, можно придти к тому, чтобы и в храме поставить граммофон с записью идеальной литургии, где все будет выверено до буквы… И вот тут становится уже страшновато. Сегодня мы наблюдаем третий этап "развития" церковного искусства, возможно завершающий, когда уже и образцы для воспроизводства создаются с помощью компьютерных технологий. И действительно, если от иконы требуется только формальный набор внешних признаков, то с этим гораздо лучше и быстрее справится компьютер. Поэтому значительную часть производимых сегодня крестиков и икон нельзя назвать подлинными произведениями церковного искусства. Это понятно: невозможно после такого огромного периода упадка: и советские годы, да и революция тоже не на пустом месте возникла - чтобы после этого вдруг резко начался расцвет, и все мы стали глубоко духовными. Купола позолотить мы можем, а души… У многих художников есть такое мнение: это я делаю для души, а это - ради денег. Это - порочный путь. Любая вещь, которую ты делаешь только ради денег, кривя душой, убивает часть твоей души.
— Подлинное церковное искусство - это всегда высокий профессионализм?
— Мне приходилось бывать в Черногории, где много пещерных монастырей. В один из них мы приехали поздно вечером. Нам открыли храм. Я зажег лампадки и имел счастье просто побыть там, помолиться наедине. Эту церковь расписывал монах, основатель обители, который не был живописцем. Он подвизался в каком-то монастыре, затем по велению ангела, явившегося ему, пришел в это место, сам все построил и расписал. Получилась наивная, даже примитивная, "детская" живопись. Но силища - невероятная! Повторить это невозможно! Там есть любовь и вера… Древние кресты также очень просты. И этой простоте мы сегодня не в силах подражать. Но этой простоте мы не в силах подражать. Сегодня их сложно понять. Они требуют огромного творчества при восприятии, потому что дают лишь импульс и энергию Первообраза - дальше надо участвовать самому. Любое восприятие чего-либо, в том числе, и предметов церковного искусства - это творчество, как является творчеством и участие в богослужении. Когда я говорю о творчестве, то подразумеваю, что Творец - один Господь, а мы открываем Ему свое сердце и вместе с Ним участвуем в этом процессе.
— И всегда ли можно четко сказать, каким может быть нательный крест, а каким - нет? Например, перламутровый крестик без распятия, привезенный со Святой земли? Или крест простой четырехконечной формы, усыпанный драгоценными камнями?
— Все мы очень разные, поэтому и форм креста существует великое множество. Важен минимальный набор внешней символики и соответствия церковным правилам - но, как я уже говорил, самое важное, чтобы присутствовал Дух. Если человек съездил на Святую Землю, для него привезенный оттуда крест - это благословение, и, если он его подвигает к духовной жизни - он приносит ему пользу - освящение. Нельзя полностью отрицать и креста с драгоценными камнями. Крест может быть золотым и усеянным бриллиантами, а может быть соединением двух прутиков, перевязанных ниточками. Важно, чтобы он славил Господа, а не нашу гордыню. Ведь мы должны покланяться образу Честного Животворящего Креста сделанного из любого материала, почитая не материал, а символ Христа. Конечно, в случае золота с бриллиантами это сделать сложнее.
— Драгоценные камни в нательном кресте - уместны?
— Символика камней - это отдельная тема для разговора. Основное символическое значение камень получает, когда рассматривается как элемент постройки воздвигающейся по Божественному плану - Храма Божия, а в широком смысле - Церкви Христова. В этом случае камень воспринимается как аналог человеческой личности, как элемент сообщества - Церкви. Это аналогия отражена в русском языке, где слово "церковь" обозначает и храм и сообщество христиан. Недаром у апостола Петра встречается такое понятие "живые камни", относимое ко всем христианам. Это идея Церкви была прекрасно выражена в древнем ювелирном искусстве. Ювелирное изделие, как правило, имело простую каноническую форму. Камни, входящие в него негранились, а сохраняли свою разнообразную природную форму, говоря о свободе личности. Их обработка сводилась лишь к полировке, чтобы снять корку и впустить в свет. Здесь мы тоже видим символику - так и душа, очищаясь от всего наносного, греховного, впускает в себя Божественный свет. Но "личность" камня не меняли, их не стандартизировали. Получалось, что камни - разного цвета, непохожей формы, с разными кастами, но в целом все это - в удивительной гармонии! Как такое возможно? Это мы видим и в византийском искусстве в целом. На первый взгляд эклектика - смешение культур самых разных народов запада и востока. Но все объединено православным духом. И получается гармоничное целое. Древние изделия раскрывают нам глубочайший смысл… Сегодняшние - тоже о многом говорят: сложные дизайнерские проекты, игра форм. Но это только иллюзии свободы, т.к. проект часто требуют абсолютной идентичности всех внешних параметров в используемых группах камней.
— А что Вы скажете о кольцах с молитвой - каков их символический, духовный смысл?
— Кольца с молитвой существовали с древних времен. Когда жизнь воспринималась как таинство, священнодействие - священные изображения и надписи присутствовали везде, в том числе - и на самых простых бытовых предметах. Я уже как-то приводил этот пример - удивительные светильники с образом Креста, несущие в себе символику преображения света тварного в Нетварный. Мир тоже призван к преображению - через человека. И, живя в Боге, человек освящает этим все вокруг себя. Есть понятие "внутреннего священства". То есть, каждое дело мы должны делать, как священнодействие, с Богом. Сказано же апостолом: "непрестанно молитесь". Когда вещь сделана достойно, с благоговением, и ее используют благочестиво, с памятью о Боге - все хорошо. Встречаясь с предметами быта наших предков, мы часто видим, что там веры, Бога - больше, чем во многих современных иконах. Потому что там присутствует любовь, молитва. В древности иконы присутствовали в серьгах, браслетах. В Византии были удивительные свадебные пояса: с изображениями Христа, Божией Матери, с глубокой брачной символикой. Любой круг: кольцо, браслет, пояс - это глубокий символ. Тут присутствует тема союза, охраны, защиты.
— К сожалению, многие наши современники подходят к святыням упрощенно - как к амулетам, без обращенности к Богу, который и есть наш единственный Помощник и Покровитель…
— Это очень важный момент: говоря о защите, мы часто уходим в магизм, в обереги: это - от того, то - от другого. Но христианин чем больше пребывает в Боге - тем надежнее защищен. Максимальная защита - это святость. Все, что этому способствует, помогает нам. Если предметы со священными изображениями помогают нам соединиться с Богом - они нас защищают. Сам предмет не защищает. Кольца, браслеты с молитвами были всегда, важно - как человек их носит: как святыню или как амулет или веяние моды. К слову, где действительно недопустимо изображение икон - так это на упаковке: фантиках, коробках, этикетках бутылок - вот что должно быть строго запрещено! Самый лучший ответ на вопрос о том, что соответствует церковному духу, а что - нет, дал апостол Павел: "все мне дозволительно, но не все полезно". Причем, это еще и очень индивидуально: "что русскому хорошо - немцу смерть", что для одного святость - другому грех. Очень важно изучать традиции - не формально копировать их, а понимать. Традиция - это форма, созидаемая духом, дорабатываемая, усовершенствуемая веками… Важно знать, чувствовать, какой дух живёт в форме, наполняет ее.
Беседовала Алина Сергейчук