- Главная
- Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
(«Московский Ювелир», №3/2004 г.)
Эти слова пасхального приветствия и ответные — «воистину воскресе!», являются основой православной веры. Ибо, по словам апостола Павла «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15,14). А праздник Пасхи — Воскресения Христово, является главнейшим из всех церковных праздников, вершиной литургической жизни Церкви. «Торжество из торжеств», «праздник праздников» называет его Церковь.
Само слово Пасха, согласно св. Григорию Богослову, произошло в результате эллинизации еврейского слова «фаска», что означает «переход». Израильский народ праздновал чудесный переход через Красное море от египетского рабства к свободе. Христиане же празднуют новый переход — от смерти к жизни, дарованной через воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. И если ветхозаветная Пасха, по словам Григория Богослова, называлась Пасхой закона, то новозаветная — Пасха благодати. Воскресение Христа — это, прежде всего, не историческое, а онтологическое событие, восстановившее падшую человеческую природу, приобщив ее к благодати Воскресения. Поэтому мало участвовать в праздновании Пасхи, необходимо участие в самом Воскресении, которое происходит вне времени и истории. Христос воскресает в глубинах человеческого сердца, очищенного постом и молитвой. Там, где нет Христа и общения с Ним, царит омертвение и рабство. Такое место называется ад. «Не видящий, не слышащий и не чувствующий духовно — мертв есть», говорит св. Григорий Синаит.
Недаром иконой праздника Пасхи является изображение сошествия Христа во ад, где Он сокрушает царство смерти и Диавола и спасает праведников и раскаявшихся грешников. Таким адом может быть и наше сердце, раздираемое страстями в отсутствие Господа. Поэтому св. Максим Исповедник говорит, что «Пасха — это приход Слова в человеческий разум». Только в принятии Христа человек начинает жить духовно, духовно воскресает.
Понять и пережить помогают церковные службы Великого поста и праздничного богослужения Пасхи. Символическим языком идея Воскресения передается и церковным искусствам через уже упомянутые иконы «Сошествия Христа во ад», а так же через такие предметы как крест и яйцо.
Крест — главный христианский символ. Он же является символом Воскресения в силу того, что через Крест оно свершилось, поэтому он больше, чем символ. Крест Господень — это «победное оружие», поразившее смерть, так как на кресте смерть входит в Божество и, поглощенная Жизнью, погибает. «Смертию смерть поправ» — поется в тропаре Пасхи. «Крест — лестница на небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию» — эти слова Похвалы Кресту св.Андрея Критского нашли художественное выражение во множестве нательных крестов. Символизм Воскресения в первую очередь отразился на формах крестов и на их декоре. Главной формообразующей идеей было сравнение Креста с Древом Жизни. «Древо жизни — насажденное Богом в раю,— говорит св.Иоанн Дамаскин,— прообразовало Крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение». Пластически эта символика выражается либо обрамлением краев креста растительным орнаментом, либо преобразованием концов креста в растительную форму крина. Цветение креста бывало разнообразным и столь пышным, что такой крест назывался в народе «Процвете Древо Креста». Так же идея Воскресения передавалось на крестах через изображение черепа (главы Адама) в основании креста. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывший человеку путь к Жизни вечной. Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его грехопадении и смерти, а главное, о его искуплении Христом и воскрешении. Можно встретить на крестах не только символические изображения Воскресения, но и непосредственно иконы «Сошествия во ад». Обычно они располагаются внизу креста, а иногда этот сюжет становится главным и единственным на кресте. Говорят о Воскресении и прославляющие надписи на крестах, такие как: ИС ХС НИКА (Иисус Христос Победитель), МЛРБ (Место Лобное Рай Бысть), «Кресту Твоему покланяемся Владыко» и «Святое Воскресение Твое славим», «Да Воскреснет Бог и расточатся врази Его». (Подробнее о нагрудных крестах и их символике можно прочитать в книге Ю. Федорова «Образ Креста», СПб, 2000г.)
Если связь креста с Воскресением не символическая, а прямая, то яйцо является именно символом воскресения — второго духовного рождения, причем очень ясным и простым. Предназначение яйца — стать птицей, в нем изначально существует зародыш птицы. По прошествии времени и при определенных условиях скорлупа разрушается, выпуская на свободу птенца. Так и человек предназначен к святости, имея от рождения зачаток духовной жизни. Разница лишь в том, что у яйца нет выбора — стать птицей или свариться вкрутую, а человек, в силу свободы, дарованной Господом, может выбирать чему посвятить свою земную жизнь — умиранию или рождению. Этот символизм яйца существовал в религия и культурах многих народов мира. Именно поэтому Мария Магдалина, желая сообщить императору Тиберию о Воскресении Христа, поднесла ему окрашенное в красный цвет яйцо со словами «Христос Воскресе!». С этого времени среди христиан и возник благочестивый обычай дарить на Пасху крашеные или расписанные яйца.
Само слово Пасха, согласно св. Григорию Богослову, произошло в результате эллинизации еврейского слова «фаска», что означает «переход». Израильский народ праздновал чудесный переход через Красное море от египетского рабства к свободе. Христиане же празднуют новый переход — от смерти к жизни, дарованной через воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. И если ветхозаветная Пасха, по словам Григория Богослова, называлась Пасхой закона, то новозаветная — Пасха благодати. Воскресение Христа — это, прежде всего, не историческое, а онтологическое событие, восстановившее падшую человеческую природу, приобщив ее к благодати Воскресения. Поэтому мало участвовать в праздновании Пасхи, необходимо участие в самом Воскресении, которое происходит вне времени и истории. Христос воскресает в глубинах человеческого сердца, очищенного постом и молитвой. Там, где нет Христа и общения с Ним, царит омертвение и рабство. Такое место называется ад. «Не видящий, не слышащий и не чувствующий духовно — мертв есть», говорит св. Григорий Синаит.
Недаром иконой праздника Пасхи является изображение сошествия Христа во ад, где Он сокрушает царство смерти и Диавола и спасает праведников и раскаявшихся грешников. Таким адом может быть и наше сердце, раздираемое страстями в отсутствие Господа. Поэтому св. Максим Исповедник говорит, что «Пасха — это приход Слова в человеческий разум». Только в принятии Христа человек начинает жить духовно, духовно воскресает.
Понять и пережить помогают церковные службы Великого поста и праздничного богослужения Пасхи. Символическим языком идея Воскресения передается и церковным искусствам через уже упомянутые иконы «Сошествия Христа во ад», а так же через такие предметы как крест и яйцо.
Крест — главный христианский символ. Он же является символом Воскресения в силу того, что через Крест оно свершилось, поэтому он больше, чем символ. Крест Господень — это «победное оружие», поразившее смерть, так как на кресте смерть входит в Божество и, поглощенная Жизнью, погибает. «Смертию смерть поправ» — поется в тропаре Пасхи. «Крест — лестница на небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию» — эти слова Похвалы Кресту св.Андрея Критского нашли художественное выражение во множестве нательных крестов. Символизм Воскресения в первую очередь отразился на формах крестов и на их декоре. Главной формообразующей идеей было сравнение Креста с Древом Жизни. «Древо жизни — насажденное Богом в раю,— говорит св.Иоанн Дамаскин,— прообразовало Крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение». Пластически эта символика выражается либо обрамлением краев креста растительным орнаментом, либо преобразованием концов креста в растительную форму крина. Цветение креста бывало разнообразным и столь пышным, что такой крест назывался в народе «Процвете Древо Креста». Так же идея Воскресения передавалось на крестах через изображение черепа (главы Адама) в основании креста. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывший человеку путь к Жизни вечной. Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его грехопадении и смерти, а главное, о его искуплении Христом и воскрешении. Можно встретить на крестах не только символические изображения Воскресения, но и непосредственно иконы «Сошествия во ад». Обычно они располагаются внизу креста, а иногда этот сюжет становится главным и единственным на кресте. Говорят о Воскресении и прославляющие надписи на крестах, такие как: ИС ХС НИКА (Иисус Христос Победитель), МЛРБ (Место Лобное Рай Бысть), «Кресту Твоему покланяемся Владыко» и «Святое Воскресение Твое славим», «Да Воскреснет Бог и расточатся врази Его». (Подробнее о нагрудных крестах и их символике можно прочитать в книге Ю. Федорова «Образ Креста», СПб, 2000г.)
Если связь креста с Воскресением не символическая, а прямая, то яйцо является именно символом воскресения — второго духовного рождения, причем очень ясным и простым. Предназначение яйца — стать птицей, в нем изначально существует зародыш птицы. По прошествии времени и при определенных условиях скорлупа разрушается, выпуская на свободу птенца. Так и человек предназначен к святости, имея от рождения зачаток духовной жизни. Разница лишь в том, что у яйца нет выбора — стать птицей или свариться вкрутую, а человек, в силу свободы, дарованной Господом, может выбирать чему посвятить свою земную жизнь — умиранию или рождению. Этот символизм яйца существовал в религия и культурах многих народов мира. Именно поэтому Мария Магдалина, желая сообщить императору Тиберию о Воскресении Христа, поднесла ему окрашенное в красный цвет яйцо со словами «Христос Воскресе!». С этого времени среди христиан и возник благочестивый обычай дарить на Пасху крашеные или расписанные яйца.